Резолютивная часть оглашена
09.04.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Амальтея" на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации рекламно-информационных туров для представителей международных, федеральных, региональных туроператоров (извещение N 0142200001324005638, начальная (максимальная) цена контракта - 1 870 000,00 руб.),
в присутствии представителей: от Уполномоченного органа, от Заявителя (с надлежаще оформленными доверенностями), от Заказчика поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалобы, в пункте 6 описания закупки Заказчиком неправомерно установлены требования к исполнителю контракта, которые приводят к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, Уполномоченный орган и Заказчик предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Комиссией выслушаны доводы сторон, изучены материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению.
Проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 27 Информационной карты установлены следующие требования к участникам закупки:
"Единые требования к участникам в соответствии с ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ к участникам закупки установлено следующее требование: участник закупки не является лицом, включенным в Перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры или Перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность в области военно-технического сотрудничества, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 (далее - Перечень), а также не является организацией, находящейся под контролем лиц из вышеуказанных Перечней.
Требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом (в) пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, если Правительством РФ не установлен иное".
Согласно пункту 27 Информационной карты не установлено требований о предоставлении каких-либо документов, которые должны быть предоставлены участниками в составе заявки в подтверждение соответствия требованиям ч.1 ст.31 Федерального Закона N44-ФЗ.
В п.6 Технического задания установлено:
6. Требования к Исполнителю: |
6.1. Исполнитель должен являться туроператором по внутреннему и въездному туризму, подтверждающая информация должна содержаться на сайте Федерального агентства по туризму (ссылка на сайт: tourism.gov.ru) 6.2. Опыт деятельности Исполнителя в сфере внутреннего туризма не менее 5 лет, в отчетной документации Исполнитель подтверждает опыт работы скан копией документов. (например, договора на оказания услуг с 2018 года; награды; благодарственные письма) 6.3. Исполнитель должен иметь опыт организации духовно-просветительских туров по Самарской области, что подтверждается не менее 2 (двумя) отзывами участников в отчетной документации (например, скан - копии отзывов) либо не менее 2 (двумя) публикациями в открытых источниках (ссылки или скриншоты публикаций); 6.4. В штате Исполнителя должно числиться не менее 2 (двух) сотрудников, которые имеют профильное высшее образование в сфере туризма; 6.4.1. Исполнитель подтверждает исполнение пункта 6.4. настоящего ООЗ копией справки - выписки из штатного расписания, заверенной подписью руководителя, а также копией дипломов. 6.5. Исполнитель предоставляет в отчетной документации рекомендательное письмо от представителей Самарской митрополии; 6.6. Исполнитель должен являться победителем Всероссийских премий и/или Конкурсов в сфере туризма, в том числе маршрутам духовно - просветительских, экологических, гастрономических туров по Самаре и Самарской области; 6.6.1. Исполнитель предоставляет в отчетной документации копию документа, подтверждающую исполнение пункта 6.4. настоящего ООЗ. |
Указанные требования обусловлены спецификой предмета закупки, которая предусматривает программы трех туров разной тематической направленности: духовно-просветительской, гастрономической, экологической. Для надлежащего оказания услуг, предусмотренных закупкой необходимо привлечение исключительно квалифицированных исполнителей, имеющих подтвержденный опыт и квалификацию.
Кроме того, пунктом 6.1.3 контракта установлено: "Исполнитель по контракту вправе привлечь к исполнению своих обязательств по контракту других лиц - соисполнителей".
Таким образом, требования п.6 Технического задания предъявляются к исполнителям, а не участникам закупки, и не исключают возможности привлечения организации, соответствующей указанным требованиям.
При рассмотрении жалобы в Самарском УФАС России, Заявитель, вопреки части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе не представил надлежащих доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований действующего законодательства в сфере закупок, в связи с чем, признает довод жалобы необоснованным.
Также, в жалобе Обществом заявлены доводы о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе устанавливает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных Законом о контрактной системе контрактов;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции устанавливает, что 1 Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Главой 4 Закона о защите конкуренции установлены специальные нормы, устанавливающие антимонопольные требования к торгам.
Ввиду указанного антимонопольный орган не осуществляет рассмотрение обращений (заявлений, жалоб) о нарушении антимонопольного законодательства в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, который регламентирует порядок рассмотрения жалоб на нарушение требований законодательства о контрактной системе.
Таким образом, обращения о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении торгов в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, подлежат рассмотрению в соответствии с требованиями, установленными статьей 44 Закона о защите конкуренции, которая предусматривает специальные сроки рассмотрения обращения и требования к содержанию обращения (заявления).
При этом настоящее решение не лишает Подателя жалобы права обратиться с заявлением в адрес антимонопольного органа в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Амальтея" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 11 апреля 2024 г. N 115-10358-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024