Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 5234/24) ГБУЗ ПК "ГДКП N 6" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "2Е" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт входной группы (доступность для ММГН) раздаточного пункта молочной кухни по адресу: г. Пермь ул. Сигаева, д. 6 (изв. N 1056500006623000120),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 09.04.2024 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 11.04.2024 с целью изучения документов, анализа материалов обращения и принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500006623000120 Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт входной группы (доступность для ММГН) раздаточного пункта молочной кухни по адресу: г. Пермь ул. Сигаева, д. 6. Начальная (максимальная) цена контракта - 615 569,00 руб.
16.10.2023 г. между Заказчиком и ООО "2Е" (далее - Подрядчик, Общество) заключен контракт на капитальный ремонт входной группы (доступность для ММГН) раздаточного пункта молочной кухни по адресу: г. Пермь ул. Сигаева, д. 6 на сумму 615 569,00 руб. (далее - Контракт).
Условия Контракта, права и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что работы по объекту фактически выполнены в объеме, не превышающем 40%. ГБУЗ ПК "ГДКП N6" считает необходимым обратить внимание на то, что проектная документация, локальные сметные расчеты и расчет НМЦК были представлены в составе аукционных документаций, тем самым у участника закупки была возможность ознакомиться с ними в полном объёме до подачи заявки об участии в аукционе и заключения Договора. А также, до заключения договора провести визуальный осмотр объекта, подлежащего капитальному ремонту. Дополнительно Заказчик пояснил также, что Подрядчиком по Контракту не направлено надлежащим образом обращение с инициативой изменения существенных условий контракта, в соответствии с частью 65.1 статьи 112 44-ФЗ Закона о Контрактной системе, а также по правилам установленным п.2 "Порядка изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01 января 2025 года для обеспечения нужд Пермского края, по соглашению сторон, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обязательства, влекущие невозможность их исполнения" утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29.04.2022 N 340-п. Вместо соблюдения процедуры, исполнителем по контракту было направлено уведомление об одностороннем подписании актов выполненных работ КС-2 и КС-3 от по завышенному объему работ при отрицательной температуре. В соответствии с п. 6.15. Приложения N 1 к Контракту N 1056500006623000119. По окончанию выполнения работ на объекте в течение трех рабочих дней очистить объект и прилегающую территорию от мусора, отходов, остатков материалов, инструментов, оборудования, иного имущества, принадлежащего Подрядчику; произвести отключение коммуникаций, используемых при выполнении работ, в установленном порядке. В настоящее время объект и прилегающая территория находится в ненормативном состоянии, а именно: на территории проведения работ и в непосредственной близости разбросан строительный мусор (обрезки пиломатериала, куски бетона, полиэтилен и прочее). В непосредственной близости от территории проведения работ расположены объекты социальной инфраструктуры: детский сад, поликлиника и раздаточный пункт детской молочной кухни, что подразумевает возможность увеличенного количества находящихся на указанной территории несовершеннолетних лиц и малолетних детей. Строительный мусор не убирается подрядчиком более месяца.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представителя Общества пояснил, что Заказчику были направлены согласования по изменению проектной документации ввиду физической невозможности исполнения контракта, которые выявились в процессе выполнения работ. Представитель Общества уточнил, что затратил на выполнение работ денежную сумму, превышающую стоимость контракта, что повлекло за собой исчерпание денежных средств и необходимость заключения договора займа денежных средств в размере 900000 руб. После расчета стоимости сделанных работ по контракту на 15 февраля 2024 и согласованных изменений ПСД заказчиком Подрядчик направил Заказчику письмо о заключении дополнительного соглашения или расторжения контракта по соглашению сторон. Получив отказ, Общество разместило в ЕИС решение о расторжении контракта ввиду существенного нарушения его условий Заказчиком, вместе с тем, с наступлением срока 10 дней в ЕИС статус контракта не изменился.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу о том, что стороны Контракта не достигли соглашения о стоимости и объемах выполняемых работ, что повлекло за собой нарушение сроков исполнения Контракта.
Таким образом, между сторонами возник спор относительно оснований принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Указанный спор носит гражданско-правовой характер и разрешается судами в установленном законом порядке.
Кроме того, согласно ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 Закона о закупках, в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 14.03.2024 г. Подрядчиком было размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 14.03.2024 г.
В силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение Исполнителя об одностороннем отказе вступило в силу 26.03.2023 г.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 103 Закона о закупках, в реестр контрактов включаются информация и документы о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В силу ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
Вместе с тем, в нарушение ч. 3 ст. 103 Закона о закупках, реестровая запись Контракта (N 2590313031323000107) не содержит сведений о расторжении на основании соответствующего решения Подрядчика.
Согласно ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, регламентированным сроком направления информации об ООО "2Е" является 28.03.2024 г.
При этом, в нарушение ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках информация об Обществе, на основании решения о расторжении Контракта Подрядчиком, в адрес Пермского УФАС России Заказчиком направлена не направлена.
Установлено, что в реестровой записи Контракта N 2590313031323000107 21.03.2024 г. было размещено решение Заказчика об одностороннем отказе.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 21.03.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в силу 02.04.2024 г., то есть после расторжения Контракта на основании соответствующего решения Подрядчика.
В тот же день в реестровую запись Контракта в ЕИС Заказчиком были внесены сведения о расторжении Контракта на основании одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
04.04.2024 г., в связи с расторжением контракта ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта информация об Обществе направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
Согласно пп. "а" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверки выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Таким образом, на основании пп. "а" п. 15 ПП РФ N 1078, ввиду нарушения Заказчиком порядка принятия решения об одностороннем отказе, у Комиссии отсутствуют основания для принятия решения о включении информации о Подрядчике реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "2Е" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 22.2 ст. 95, ч. 3 ст. 103 Закона о закупках.
3. Передать материалы обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 апреля 2024 г. N РНП-59-129
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2024