Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России; В присутствии:
- представители КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "ПТБ "АРСЕНАЛ-М",
У С Т А Н О В И Л А:
01.04.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ПТБ "АРСЕНАЛ-М" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Кировской области (извещение N 0340200003324002868).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку объектом закупки является охрана мостовых сооружений, а не выполнение работ по содержанию, ремонту автомобильных дорог, следовательно, установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) неправомерно. Предусмотренные в п. 3.1 извещения виды работ не соответствуют целям оказываемых услуг: круглосуточная защита ОТИ от актов незаконного вмешательства и противоправных посягательств. Из описания объекта закупки следует, что содержащиеся в нем требования отнесены к полномочиям ведомственной охраны в соответствии с действующим законодательством в области транспортной безопасности.
Рассмотрение жалобы назначено на 05.04.2024 г., отложено на 08.04.2024 г. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что дополнительное требование установлено к участникам закупки в соответствии с п. 18 раздела III Приложения к Постановлению N 2571, поскольку согласно пп. 2 п. 9 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит охрана дорожных сооружений. Мост - дорожное сооружение, являющееся технологической частью автомобильной дороги. Участниками закупки могут быть как аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, так и подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта. Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Законом о транспортной безопасности и по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур. Такие закупочные процедуры направлены на исполнение требований Закона о транспортной безопасности и не отменяют обязательность обеспечения на указанных объектах защиты от противоправных посягательств в соответствии с требованиями Закона о ведомственной охране.
Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
13.03.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 111 194 265,48 руб.
Мост является объектом транспортной инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), которым определены цели, задачи, принципы обеспечения транспортной безопасности, права и обязанности субъектов обеспечения транспортной безопасности, а также административно-правовые средства обеспечения данного вида безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются Правительством Российской Федерации по видам транспорта (часть 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ).
При этом, в силу пункта 7.1 статьи 1 Закона N 16-ФЗ защиту объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) осуществляют подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
Согласно пункту 9 статьи 12.1 Закона N 16-ФЗ аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в установленной сфере деятельности.
Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, утвержден приказом Минтранса России от 01.04.2015 N 145 (далее - Приказ N 145).
Документом, подтверждающим аккредитацию юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним, является свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности (пункт 3 Приказа N 145).
В соответствии с законодательством Российской Федерации услуги по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и услуги охраны объектов (территорий) являются самостоятельными видами услуг, правовое регулирование которых осуществляется отдельными Федеральными законами, определяющими различные цели и задачи.
Так, обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с требованиями Закона N 16-ФЗ аккредитованными для этой цели в установленном порядке юридическими лицами и (или) подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.
В свою очередь, охранная деятельность регулируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) и относится к лицензируемым видам деятельности (оказание услуг по охране разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (части 1 статьи 11 Закона N 2487-1).
Кроме того, согласно статье 15.1 Закона N 2487-1 частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной.
В том числе, пункт 22 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", говорит о том, что на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, защита которых от актов незаконного вмешательства осуществляется подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Законом N 16-ФЗ, частная охранная деятельность не распространяется.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
В соответствии с извещением о проведении конкурса Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 18 раздела III "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571, а именно: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах):
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
- искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Таким образом, мост, расположенный на автомобильной дороге - дорожное сооружение, являющееся технологической частью автомобильной дороги.
Подпунктом 2 пункта 9 раздела II Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит охрана дорожных сооружений.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение об оценке).
Пунктом 3 Положения об оценке установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В приложении к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", по критерию "Квалификация участников закупки", установлено, что в качестве объектов предъявляемых для опыта работ, рассматриваются контракты, сопоставимые с предметом контракта. Услугами сопоставимого характера являются услуги по охране и защите объектов транспортной инфраструктуры. К оценке не принимаются договоры/контракты на оказание услуг в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11.03.1992 N 2487-1.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 18 приложения к Постановлению N 2571, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, а также Постановлению N 2571.
В соответствии с извещением о проведении конкурса Заказчиком в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования к участникам закупки: копия свидетельства аккредитации юридического лица в качестве подразделения транспортной безопасности, за исключением подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, являющихся подразделениями транспортной безопасности в соответствии с пунктом 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки могут быть как аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, так и подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта, в том числе, и Заявитель. Защита объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства обеспечивается подразделениями транспортной безопасности в соответствии с Законом о транспортной безопасности и по результатам проведенных конкурентных закупочных процедур. Такие закупочные процедуры направлены на исполнение требований Закона о транспортной безопасности и не отменяют обязательность обеспечения на указанных объектах защиты от противоправных посягательств в соответствии с требованиями Закона о ведомственной охране. Требования к участникам указанные в извещении основаны на положениях действующего законодательства и обеспечивают равные права и возможности для участия участникам рынка услуг в области защиты объектов от актов незаконного вмешательства.
Согласно пп. 3 п. 7 постановления Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с ч. 9 ст. 12.3 Закона N 16-ФЗ уполномоченные работники подразделения транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения, а также по документам, удостоверяющим личность, устанавливать личность физического лица, находящегося и (или) пересекающего зону транспортной безопасности.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности Заказчика.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.
26.03.2024 г. в 13:40 ч. Заявителем размещен запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки (скриншот личного кабинета Заказчика).
28.03.2024 г. в 16:57 ч. Заказчиком дан ответ на Запрос Заявителя.
Таким образом, ответ на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки дан Заказчиком в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявитель участия в рассмотрении не принимал, кроме того в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства о контрактной системе при формировании извещения, ввиду чего довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ПТБ "АРСЕНАЛ-М" на действия Заказчика - КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Кировской области (извещение N 0340200003324002868).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 апреля 2024 г. N 043/06/106-321/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024