Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии:
- представителя АО "Елатомский приборный завод", по доверенности;
рассмотрев жалобу АО "Елатомский приборный завод", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
02.04.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба АО "Елатомский приборный завод" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ ''Арбажская центральная районная больница'', Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Индикатор внутриглазного давления) (извещение N 0340200003324003716).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании объекта закупки неверно определен код ОКПД 2. Указывает, что установленным в описании объекта закупки требованиям к характеристикам закупаемого товара соответствует продукция только одного производителя АО "Государственный Рязанский приборный завод". Сообщает, что Заказчиком при формировании положений извещения не был применен код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000685.
Рассмотрение жалобы назначено на 08.04.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик письменно пояснил, что, извещение соответствует требованиям Закона о контрактной системе, указывает, что Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2 для объекта закупки. Считает, что вправе детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара. Указывает, что при описании объекта закупки не применен код позиции КТРУ, так как он не соответствует потребностям Заказчика. Сообщает, что Заказчик установил требования к товару, соответствующие его потребностям для качественного оказания медицинской помощи. Считает жалобу необоснованной. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Уполномоченное учреждение в письменных пояснениях сообщило, что не участвовало в формировании технического задания. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Заслушав пояснения Заявителя, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
25.03.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324003716 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Индикатор внутриглазного давления). Начальная (максимальная) цена контракта - 61 750,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется индикатор внутриглазного давления, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, количество товара, единица измерения, код позиции КТРУ или код ОКПД 2 |
Наименование характеристики |
Тип характеристики |
Значение характеристики, единица измерения |
Инструкция к заполнению |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
Обоснование использования дополнительной характеристики |
1 |
Индикатор внутриглазного давления 1 ШТ |
Назначение |
качественная |
Предназначен для транспальпебральной оценки внутриглазного давления (по Маклакову при нагрузке 10 г) у взрослых и детей без применения анестезии. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|
Описание |
качественная |
Обеспечивает оценку внутриглазного давления (по Маклакову при нагрузке 10 г) с отображением на дисплее символа качества оценки и значения внутриглазного давления. Укомплектован устройством контроля работоспособности |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Согласно проведенному анализу КТРУ не содержит описание товара и его характеристики, что делает невозможным его идентификацию. Данные характеристики являются значимыми для удовлетворения потребности Заказчика. На основании этого Заказчик вынужден для идентификации товара указать характеристики товара в соответствии со своей потребностью |
|||
Звуковая сигнализация при неправильном положении прибора при оценке ВГД |
качественная |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Индикация разряда элемента питания |
качественная |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Защитный колпачок для наконечника индикатора |
качественная |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
Пластиковый футляр для хранения прибора |
качественная |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|||
диапазон температуры воздуха |
количественная |
>=10 |
Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики |
|
|||
Диапазон измерений внутриглазного давления, мм.рт.ст. |
количественная |
>=14 |
Участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики |
|
|||
Время оценки внутриглазного давления |
количественная |
<=3 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
|||
Габаритные размеры |
качественная |
Не более (174(Д) х 26(Ш) х 20(В)) мм |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением исчерпывающего перечня случаев.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил использования КТРУ, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 Федерального закона соответственно.
Согласно извещению, в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара с кодом ОКПД 2 32.50.13.129 "Инструменты и приспособления офтальмологические прочие".
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что Заказчику предоставлено право самостоятельно определять код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги).
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2, к порядку выбора кода ОКПД2. Также Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Выбор кода ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что содержащиеся в предложенном Заявителем коде КТРУ (26.60.12.119-00000685) характеристики товара, не подходят под требования технического задания Заказчика в частности: "Минимальный порог измерения давления, меньше или равно, 10" (требования по Техническому заданию меньше или равно 14).
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003324003716 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих отсутствие возможности поставки товаров, удовлетворяющих потребностям Заказчика.
При указанных обстоятельствах Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для описания закупаемого товара в порядке, установленном ст. 33 Закона о контрактной системе, без учета характеристик товара, указанных в КТРУ.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара (индикатор внутриглазного давления), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, N А28-3687/2023, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
При подготовке извещения о проведении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов от 04.04.2024 N ИЭА1 на участие подано 5 заявок, что указывает на возможность формирования заявки и не может свидетельствовать о наличии ограничения количества участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу АО "Елатомский приборный завод" на действия Заказчика - КОГБУЗ ''Арбажская центральная районная больница'', Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Индикатор внутриглазного давления) (извещение N 0340200003324003716).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 8 апреля 2024 г. N 043/06/106-326/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024