Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя Службы в городе Магадане пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району (далее - Заказчик) В<_> (дов. б/н от 04.04.2024), представителя Общества с ограниченной ответственностью "Тахтоямск-Энергия" (далее - ООО "Тахтоямск-Энергия") П<_> (дов. б/н от 04.04.2024), уведомленных надлежащим образом, рассмотрела обращение, поступившее от Заказчика для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ООО "Тахтоямск-Энергия", в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения закрытого аукциона в электронной форме "Аренда жилых помещений" (реестровый номер 0847100001224000006).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности участника закупки на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
1. 01.03.2024 Заказчиком - Службой в городе Магадане пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закрытого аукциона в электронной форме "Аренда жилых помещений" (реестровый номер 0847100001224000006).
Начальная (максимальная) цена контракта 4 006 080,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок - 18.03.2024 01:00 (по мск), дата окончания срока рассмотрения заявок - 25.03.2024, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 25.03.2024.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2024 NИЭТ1 на участие в закупке была подана единственная заявка участника с идентификационным номером 94429, признанная комиссией по осуществлению закупки соответствующей положениям извещения. Ввиду того, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, закрытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. Во исполнение части 3 статьи 77 Закона о контрактной системе, Заказчику следует заключить контракт с единственным участником закупки с идентификационным номером 94429 (ООО "Тахтоямск-Энергия"), по цене контракта 4 006 080,00 рублей.
Вместе с тем, 29.03.2024, согласно протоколу NППУ20_1, ООО "Тахтоямск-Энергия" признано уклонившимся от заключения контракта на основании пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно, в регламентированный срок проект контракта Обществом подписан не был.
Частью 8 статьи 76 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта по результатам проведения закрытого электронного аукциона осуществляется в порядке, установленном частью 13 статьи 75 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 13 статьи 75 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения закрытого электронного конкурса осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона. В случаях, предусмотренных статьей 51 настоящего Федерального закона для формирования, размещения информации и документов на электронной площадке, в том числе с использованием единой информационной системы, такие информация и документы формируются и размещаются на специализированной электронной площадке, в том числе с использованием единой информационной системы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом такие информация и документы не размещаются на официальном сайте.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
20.03.2024, во исполнение требований пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком размещен на специализированной электронной площадке, в том числе с использованием ЕИС (без размещения на официальном сайте), без своей подписи проект контракта.
Во исполнение подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участнику закупки - ООО "Тахтоямск-Энергия" не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения Заказчиком на специализированной электронной площадке проекта контракта, то есть до 27.03.2024 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной площадке.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.03.2024 NППУ20_2, проект контракта, заключаемый Службой в городе Магадане пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району с ООО "Тахтоямск-Энергия" на оказание услуг по аренде жилых помещений для обеспечения государственных нужд, по итогам проведения закрытого аукциона в электронной форме "Аренда жилых помещений" (реестровый номер 0847100001224000006), в установленный законодательством о контрактной системе срок Обществом не подписан.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
- формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения.
Во исполнение подпункта "а" пункта 10 Правил ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), при проведении закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обращение направляется в орган контроля на бумажном носителе в одном экземпляре и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации. При направлении обращения на бумажном и съемном машинном носителях информации заказчик обеспечивает идентичность информации и документов, представленных на указанных носителях. Обращение, направляемое на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика.
Согласно информации на сайте Почты России, сервису отслеживания почтовых отправлений, обращение (с приложенными документами) направлено Заказчиком в адрес Магаданского УФАС России 29.03.2023, то есть в установленный законодательством о контрактной системе срок.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком соблюден порядок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок о факте уклонения от заключения контракта.
2. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ООО "Тахтоямск-Энергия" в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
В соответствии с частью 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно части 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В письменном пояснении (исх. N 128 от 04.04.2024, вх. N 1386-ЭП/24 от 05.04.2024) Общество указало, что неподписание государственного контракта, в установленный законодательством о контрактной системе срок, произошло по причине технической ошибки на электронной торговой площадке АСТ ГОЗ, а именно отсутствия возможности (необходимого технического функционала) для подписания контракта. ООО "Тахтоямск-Энергия" направлялись обращения в службу технической поддержки ЭТП АСТ ГОЗ для разрешения данной ситуации (скрин-копии прилагаются), письмом от 26.04.2024 (исх. N 127) Заказчик также был уведомлен об отсутствии функциональной возможности подписания контракта Обществом, намерения со стороны Общества на уклонение от заключения государственного контракта. ООО "Тахтоямск-Энергия" является собственником здания, расположенного по адресу: ул. Советская, д. 38, с. Тахтоямск, Ольский муниципальный округ, Магаданская область. Данное здание является единственным в с. Тахтоямск пригодным для сдачи в аренду жилых помещений для нужд Службы в г. Магадане ПУ ФСБ по Восточному арктическому району. Более 10 лет подряд между ООО "Тахтоямск-Энергия" и Службой в г. Магадане ПУ ФСБ по Восточному арктическому району заключаются государственные контракты на аренду жилых помещений в вышеуказанном здании, по итогам проведения закрытого аукциона в электронной форме на электронной торговой площадке АСТ ГОЗ, данные контракты подписывались Обществом своевременно, исполнялись без нарушения условий государственных контрактов, претензий к исполнению Обществом взятых на себя обязательств Заказчик не имел. Ранее обращения о включении сведений об ООО "Тахтоямск-Энергия" в Реестр недобросовестных поставщиков в Управление Федеральной антимонопольной службы по Магаданской не направлялись. На основании изложенного, Общество полагает, что предприняло все возможные меры для подписания контракта, что подтверждает отсутствие в действиях ООО "Тахтоямск-Энергия" недобросовестного поведения, умысла на уклонение от заключения государственного контракта.
На заседании Комиссии представитель Общества поддержала доводы, изложенные в письменном пояснении, представитель Заказчика на включении ООО "Тахтоямск-Энергия" в РНП не настаивала.
На основании изложенного, рассмотрев материалы, представленные в дело, заслушав пояснения представителей, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к следующему.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Согласно нормам действующего законодательства, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Комиссия Магаданского УФАС России полагает, что с учетом вышеизложенных обстоятельствах, вина Общества не установлена. Включение сведений об ООО "Тахтоямск-Энергия" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться как необходимая мера ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей ведения такого реестра.
Следовательно, информация об ООО "Тахтоямск-Энергия" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком - Службой в городе Магадане пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Восточному арктическому району об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "Тахтоямск-Энергия" (ИНН/КПП 4901006982/490101001, ОГРН 1044900300950, адрес: ул. Советская, д. 27, с. Тахтоямск, Ольский муниципальный округ, Магаданская область, 685922), в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения закрытого аукциона в электронной форме "Аренда жилых помещений" (реестровый номер 0847100001224000006) в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 апреля 2024 г. N 049/06/104-98/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024