Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителя от ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" (далее - Уполномоченное учреждение) - Клубковой А.П.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр дополнительного профессионального образования" (ИНН 7203477754) (далее - Заявитель, Общество) на положение извещения - утвержденное Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Сахалинский индустриальный техникум" (ИНН 6506003159) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Предоставление не исключительного права (лицензии) на использование программного обеспечения "Симуляционный тренажер технологической установки первичной переработки нефти"" (извещение N 0361200015024001599) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
28.03.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на действия Заказчика, которым допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, при описании объекта закупки Заказчик необоснованно применил пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при этом указал на закупке программного обеспечения с товарным знаком ProgramLab без возможности поставки эквивалента.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
21.03.2024 ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" разместило на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении аукциона.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 0361200015024001599-2 от 29.03.2024 на участие в аукционе подана единственная заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
П. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Из совокупного толкования п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
Согласно описанию объекта закупки закупается программное обеспечение (далее - ПО) "Симуляционный тренажер технологической установки первичной переработки нефти" ProgramLab. При этом указано, что поставка эквивалента не допускается, в связи с применением пп. б) пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе (Несовместимость товаров, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком).
Заказчик в своих письменных пояснениях сообщает, что при описании объекта закупки руководствовался открытыми данными в сети Интернет. В открытом доступе находится программные обеспечения производителей ООО "Строительство и комплектации "ИнжПром", ООО НПП "АТП", ООО "РТСИМ", ООО "ПрограмЛаб". При этом у последнего имеются уникальные характеристики, которые отсутствуют у аналогичных решений.
Однако Заказчик не представил обоснования применения пп. б) пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в частности не представил доказательств того, что ПО иных производителей несовместимы с товарами, используемыми заказчиком. Также Заказчик не пояснил, какие именно товары используются заказчиком, с которыми может взаимодействовать исключительно ПО производителя ООО "ПрограмЛаб".
Доводы Заказчика об уникальности ПО ООО "ПрограмЛаб" не принимается Комиссией как обоснование применения пп. б) пункта 1) части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать программное обеспечение у ООО "ПрограмЛаб", в целях поставки для нужд заказчика.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик не обеспечил надлежащее соблюдение правил описания объекта закупки, при этом создал такие условия для участников закупки, которые приводят к ограничению конкуренции.
Таким образом, Заказчик признается нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр дополнительного профессионального образования" (ИНН 7203477754) на положение извещения - утвержденное Государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Сахалинский индустриальный техникум" (ИНН 6506003159) при проведении электронного аукциона по объекту: "Предоставление не исключительного права (лицензии) на использование программного обеспечения "Симуляционный тренажер технологической установки первичной переработки нефти"" (извещение N 0361200015024001599) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сахалинский индустриальный техникум"' нарушившим ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБПОУ "Сахалинский индустриальный техникум" и ГКУ "Центр государственных закупок Сахалинской области" выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.Э. Осташова
|
|
|
Ил Дя Ким
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 3 апреля 2024 г. N 065/06/106-189/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024