Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Заместителя Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления,
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - МБУ "Благоустройство и озеленение г. Барнаула": Болотовой С.Ю.;
от АО "Декоративные культуры": Еременко С.А.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - МБУ "Благоустройство и озеленение г. Барнаула" (далее- Заказчик) о включении сведений об АО "Декоративные культуры" (далее - Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317300301924000255 "Поставка рассады цветов", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика о включении сведений об АО "Декоративные культуры" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317300301924000255 "Поставка рассады цветов".
11 апреля 2024 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель Заказчика пояснила, что АО "Декоративные культуры" не выполнило требования части 5 статьи 37 Закона о контрактной системе, а именно, информация, подтверждающая добросовестность согласно части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, признана недостоверной.
На основании изложенного просила включить АО "Декоративные культуры" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель АО "Декоративные культуры" просил не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку последний не имел намерений уклониться от заключения контракта, а ранее исполненные договоры со штрафами были представлены ошибочно.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам:
извещением о проведении электронного аукциона N 0317300301924000255 было установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства АО "Декоративные культуры" (ИНН 22222004088) - малое предприятие с 10.08.20217 г.
Извещением в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе установлен порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению: исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой банковской гарантией, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, а так же требованиям, утвержденным Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, срок действия независимой банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактные системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе. Положения извещения об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения контракта с участником закупки, который является казенным учреждением.
В случае, если извещением установлено преимущество по части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, участник, с которым заключается контракт по результатам такой закупки освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течении трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 г., победителем закупки был признан участник с идентификационным N 116155752.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
25.03.2024 г. победителю был направлен проект контракта.
Срок для подписания 01.04.2024 г.
Согласно подпункту а) пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом, при этом такой участник закупки, в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей.
В силу части 3 статьи 37 Закона о контактной системе, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
29.03.2024 г. Поставщик проект контракта подписал, указав реестровые номера контрактов, подтверждающих исполнение таким участником контрактов, исполненных без применения неустоек (N 3222520844223000036, N 3222520844223000039, N 3222520844222000021).
При проверке, Заказчиком было установлено, что в реестр контрактов включена информация и документы о применении мер ответственности, а именно требование Заказчика об уплате штрафов, направленных соответственно Поставщику, а также размер начисленных штрафов: реестровые номера контрактов 3222520844223000036, 3222520844223000039.
В случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании заказчиком информации, предусмотренной указанной частью, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 37 Закона о контрактной системе).
В связи с невыполнением Подрядчиком требований части 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, протоколом от 05.04.2024 г. АО "Декоративные культуры" было признано уклонившимся от заключения контракта, сведения о котором направлены для внесения в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения АО "Декоративные культуры" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно объяснениям представителя АО "Декоративные культуры", при подписании контракта произошла техническая ошибка, вследствие чего в составе документов, подтверждающих обеспечение исполнения контракта, ошибочно были представлены ранее исполненные договоры со штрафами.
Представитель Подрядчика также представил перечень закупок, по которым имеются контракты, исполненные без штрафов.
Таким образом, у Подрядчика имеются контракты, подтверждающие его добросовестность.
Более того, Подрядчик имеет заключенный контракт на исполнении.
Представленные в материалах дела пояснения и документы Поставщика свидетельствуют об отсутствии умысла у победителя закупки на уклонение от заключения контракта, кроме того, проект контракта был подписан Поставщиком.
Заказчик на включении АО "Декоративные культуры" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивал.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи изложенным, у Комиссии нет оснований для включения сведений об АО "Декоративные культуры" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать сведения об АО "Декоративные культуры" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 11 апреля 2024 г. N 022/10/104-389/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024