9 апреля 2024 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 02.04.2024 N 70/24 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Омским летно-техническим колледжем гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиалом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" (далее - ОЛТК ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка пил ручных" (извещение N 0352100007424000026) (далее - электронный аукцион, аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 20.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 72707,48 руб.
21.03.2024 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 28.03.2024 ценовые предложения были поданы семью участниками из десяти поданных на участие в закупке заявок. Лучшее ценовое предложение в размере 27611,04 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116228638 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 62,02 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2024 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ИП Карчигина А.О.).
На момент проведения проверки контракт не заключен.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
01.04.2024 в Омское УФАС России поступило (вх. N 2849/24) обращение заказчика с просьбой о выдаче предписания об аннулировании закупки. Причиной направления обращения ОЛТК ГА - филиалом ФГБОУ ВО УИ ГА послужило выявленное комиссией по осуществлению закупок ошибочное указание в извещении, сформированном с использованием функционала ЕИС, единицы измерения для характеристики "объем двигателя".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе регламентированы принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок:
В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено формирование и ведение в единой информационной системе в сфере закупок Каталога.
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - Правила использования каталога товаров, работ, услуг, КТРУ).
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в таком постановлении.
Пунктом 7 Правил особо предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 данного закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка пил ручных.
В отношении закупаемого товара заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона определен код позиции КТРУ 25.73.20.110-00000002 (Пила ручная).
Характеристики товара были указаны в извещении, сформированном с использованием официального сайта ЕИС, а также представлены в электронном документе "Описание объекта закупки".
Необходимо отметить, что с 01.10.2023 участникам при подаче заявки на участие в закупке предложение в отношении объекта закупки необходимо направлять в структурированной форме с использованием функционала электронной площадки.
Пунктом 31 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656, предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 (далее - Положение), устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования. Следовательно, извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей:
из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункт 3 Положения);
из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункт 4 Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению).
При наличии в ЕИС позиции КТРУ, сформированной в отношении закупаемого товара, в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде" указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункты 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
При отсутствии в каталоге позиции, сформированной в отношении закупаемого товара, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе характеристики объекта закупки указываются в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС также в "структурированном виде" (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Таким образом, в настоящее время существует два обязательных способа указания заказчиком характеристик товара в документах, формируемых при осуществлении закупки (данные выводы соответствуют позиции Минфина России, изложенной в письмах от 25.09.2023 N 24-03-09/90944, от 18.12.2023 N 24-01-10/122331, от 27.12.2023 N 24-03-08/126782).
Комиссией установлено, что в описании объекта закупки, размещенном при формирования извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, для характеристики "объем двигателя" в качестве значения и единицы измерения было указано " 50 Кубический метр".
Одновременно электронный документ "Описание объекта закупки" в отношении данной характеристики содержал единицу измерения см .
Приведенная выше противоречивая информация в извещении, сформированном посредством официального сайта ЕИС, и в прикрепленном к такому извещению электронном документе не позволила участникам закупки указать единицу измерения характеристики, отличную от той, которая содержалась в "структурированном виде".
Так, представленная оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 2961-ЭП/24 от 03.04.2024) на запрос Омского УФАС России информация свидетельствует о том, что в заявке каждого участника закупки напротив спорной характеристики указана единица измерения Кубический метр, в том числе в заявке участника с идентификационным номером 116235511 (ИП Карчигина А.О.), признанного победителем.
В связи с чем Омским УФАС России в рамках подготовки к проведению проверки в адрес ИП Карчигиной А.О. был направлен (исх. N ТШ/1922/24 от 03.04.2024) запрос о предоставлении информации о том, действительно ли участник закупки имел намерение поставить товар "пила ручная" с объемом двигателя, равным 58 кубическим метрам, что соответствует структурированной форме заявки на участие в закупке (с приложением подтверждающих документов в отношении такого товара).
В ответ на письмо ИП Карчигиной А.О. сообщено (вх. N 2984-ЭП/24 от 04.04.2024), что при подаче заявки в структурированном виде изменению подлежало исключительно значение характеристики, единица измерения такому изменению не подлежала. Фактически единицей измерения объема двигателя является Кубический сантиметр. Товара, у которого для объема двигателя единицей измерения являлся бы Кубический метр, не существует.
Отсутствие на рынке пил ручных с объемом двигателя, измеряемым в Кубических метрах, подтверждается также направленными заказчиком коммерческими предложениями, содержащими характеристики подлежащего закупке товара и используемыми для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также руководством по эксплуатации одного из товаров, соответствующих описанию объекта закупки.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются нарушения требований статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и пункта 7 Правил.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" нарушение статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2. Выдать Омскому летно-техническому колледжу гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского - филиалу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По выявленному нарушению законодательства в сфере закупок передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии: |
А.О. Миняева |
|
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 апреля 2024 г. N 055/10/99-328/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - электронная торговая площадка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024