Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Руденко Григория Владимировича (далее также - ИП Руденко Г.В., предприниматель, участник закупки, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 2 имени В.П. Бисяриной" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - БУЗОО "ГДКБ N 2 им. В.П. Бисяриной", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку элементов питания (батарей) (Реестровый номер ЭА.98.2024) (извещение N 0352300082824000022) (далее - электронный аукцион, аукцион)
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - Истоминой Елены Васильевны (доверенность N 15 от 20.12.2022),
в отсутствие индивидуального предпринимателя Руденко Григория Владимировича и его представителя
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2824-ЭП/24 от 01.04.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 71429,30 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 27.03.2024 ценовые предложения были поданы четырьмя участниками из шести поданных на участие в закупке заявок. Лучшее ценовое предложение в размере 12791,25 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116225855 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 82,09 %.
Размещенный 29.03.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки (заявителя) была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ИП Пожиленков О.Л.).
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ИП Руденко Г.В. в связи с установлением недостоверной информации о товарном знаке "+" на предлагаемый к поставке товар по позициям NN 1-5 описания объекта закупки.
В доводах поданной жалобы заявителем также указано на то, что извещение об осуществлении закупки не содержит требования о подтверждении факта регистрации товарного знака. Кроме того, Федеральный закон не обязывает поставщика иметь товар на складе на момент подачи заявки, информация о товарном знаке товара может быть известна только на момент поставки.
Ввиду того, что функционал электронной площадки, по мнению предпринимателя, не позволяет оставлять поле с товарным знаком пустым, таким участником в структурированной форме заявки был указан знак "+", подтверждающий соответствие предлагаемого к поставке товара заявленным в описании объекта закупки характеристикам.
БУЗОО "ГДКБ N 2 им. В.П. Бисяриной" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 2929-ЭП/24 от 03.04.2024), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника закупки отсутствуют.
01.04.2024 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях субъекта контроля нарушений Федерального закона о контрактной системе в адрес оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" был направлен (исх. N ТШ/1868/24) запрос о представлении:
- заявок всех участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в указанных аукционах в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке;
- информации о том, предусмотрена ли возможность при подаче заявки в структурированной форме участникам предложить товар, указав на отсутствие товарного знака, либо оставить поле с графой "товарный знак" пустым (с приложением документальных доказательств).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка элементов питания (батарей).
На основании пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Характеристики закупаемого товара для нужд заказчика были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Из извещения и прилагавшегося к нему документу следует, что нуждам заказчика соответствует товар с наименованием по всем спорным позициям "Элемент первичный и батарея первичных элементов" (код позиции КТРУ 27.20.11.000-00000005).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом 2 пункта 1.1 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению.
Так, пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе - не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Представленные оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 2885-ЭП/24 от 02.04.2024) на запрос Омского УФАС России заявки участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, свидетельствуют о том, что участником закупки с идентификационным номером заявки 116197940 (ИП Руденко Г.В.) при предложении товара по позициям NN 1-5 описания объекта закупки в графе "товарный знак" было указано "+".
О наличии возможности участникам при подаче заявки в структурированной форме предложить товар, указав на отсутствие товарного знака, либо оставить поле с графой "товарный знак" пустым было также сообщено (вх. N 2885-ЭП/24 от 02.04.2024) оператором электронной площадки на запрос Омского УФАС России.
Аналогично из представленного заказчиком ответа технической поддержки электронной площадки следует, что возможность редактирования товарного знака зависит, в том числе от следующего условия: "если в извещении для объекта закупки не указаны товарный знак и признак "Допускается поставка эквивалента", то участник самостоятельно указывает товарный знак (до 500 символов, необязательно для заполнения)".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352300082824000022 от 29.03.2024 заявка участника закупки была отклонена со следующим обоснованием принятого комиссией по осуществлению закупок решения:
"На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позициям с 1 по 5 с идентичным наименованием по КТРУ: "Элемент первичный и батарея первичных элементов, 27.20.11.000-00000005, 27.20.11.000", но разными характеристиками, указана недостоверная информация "Товарный знак в заявке участника: +", в связи с отсутствием такого зарегистрированного товарного знака в Базе товарных знаков Роспатента и в Базе WIPO (Международные товарные знаки, действующие на территории России)".
Оценивая правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки предпринимателя, доводы жалобы заявителя, Комиссия исходила из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное (абзац первый пункта 1 статьи 1229 ГК РФ).
Правовому регулированию товарных знаков посвящен параграф 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
В соответствии со статьей 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
Федеральный закон о контрактной системе, вопреки позиции предпринимателя, не связывает обязательность указания товарного знака в заявке на участие в закупке с наличием товара на складе поставщика.
Участник закупки, исходя из вышеуказанных ответов оператора электронной площадки, не был лишен возможности при подаче заявки в структурированной форме сведения о товарном знаке (если такой отсутствует) не представлять, о чем также свидетельствуют заявки иных участников данной закупки.
Вместе с тем заявителем в доводах поданной жалобы было указано на фактическое наличие товарного знака у товара, информация о котором будет предоставлена заказчику в момент поставки товара.
Следует учитывать, что необходимость предоставления информации о товарном знаке в заявке на участие в закупке в силу требований подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе обусловлена в силу его фактического наличия.
При этом указанное в заявке предпринимателя в поле для товарного знака значение "+" как обстоятельство соответствия товара описанию объекта закупки не свидетельствует о выполнении вышеуказанных требований Федерального закона о контрактной системе, предъявляемых к заявке на участие в закупке.
Доказательств того, что на территории Российской Федерации предлагаемый к поставке товар обращается под товарным знаком "+" в материалы дела также не представлено.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить, что в силу части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если таким законом предусмотрена документация о закупке).
В этой связи следует учитывать, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям извещения об осуществлении закупки или законодательства.
Подавая заявку, противоречащую требованиям извещения об осуществлении закупки, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с ее отклонением.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
С учетом установленных обстоятельств Комиссия полагает отклонение заявки предпринимателя по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерным, а жалобу ИП Руденко Г.В. необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя Руденко Григория Владимировича на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская детская клиническая больница N 2 имени В.П. Бисяриной" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку элементов питания (батарей) (Реестровый номер ЭА.98.2024) (извещение N 0352300082824000022).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 апреля 2024 г. N 055/06/106-321/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024