Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солди" (далее - ООО "Солди", общество, заявитель) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и его комиссии по осуществлению закупок (далее - БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.", заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка электротоваров (Реестровый номер 2024.020697)" (извещение N 0352300006924000056) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие уведомленных о времени и мете рассмотрения жалобы по существу представителей заказчика и заявителя
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2960-ЭП/24 от 03.04.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 19.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 123045,50 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 01.04.2024 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы девятью участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 83670,78 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116260092 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 32 %.
На основании размещенного 02.04.2024 протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заявка одного участника закупки была отклонена. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "ШАНС").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и направленных объяснений заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
По мнению общества, комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки неправомерно не применены ограничения допуска иностранных товаров, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно представленным БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." объяснениям на доводы жалобы (вх. N 3054-ЭП/24 от 08.04.2024) в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при рассмотрении заявок участников закупки отсутствуют. По мнению заказчика, оснований для применения национального режима в соответствии с Постановлением N 878 не имеется.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона о контрактной системе и в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации принято Постановление N 878.
На основании пункта 1 Постановления N 878 создан единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр).
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Комиссией определено, что товары, соответствующие потребности заказчика с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 27.40.1 - "Лампы накаливания или газоразрядные лампы; дуговые лампы; светодиодные лампы", включены в перечень.
Постановлением N 878, регламентирующим применение национального режима при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, определены порядок рассмотрения заявок участников закупок, сведения, являющиеся подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции, а также информация, представляемая участником закупки в составе заявки на участие в закупке для целей подтверждения страны происхождения.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) данного постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Пункт 3(2) Постановления N 878 определяет, что, за исключением случаев, установленных данным постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска иностранных товаров на основании Постановления N 878.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 3(3) Постановления N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Аналогичные положения о порядке подтверждения участниками закупки соответствия радиоэлектронной продукции требованиям Постановления N 878, были закреплены в пункте 1.3 электронного документа, устанавливающего требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке.
Исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми могут быть отклонены заявки участников закупок, перечислен в части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
В частности, при осуществлении закупки, в которой действует национальный режим в виде ограничения допуска иностранных товаров применяется пункт 4 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе.
Так, при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, в предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе:
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 2998-ЭП/24 от 05.04.2024) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, в отношении которых комиссией по осуществлению закупок было принято решение о соответствии требованиям извещения об осуществлении закупки, следует:
Порядковый номер заявки, присвоенный операором |
Наименование юридического лица/фамилия, имя, отчество физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя |
Страна(ы) происхождения товара, указанная в заявке на участие в закупке |
Номер(а) реестровой(ых) записи(ей) из реестра российской радиоэлектронной продукции/ евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза |
1 |
ООО "ШАНС" |
Китайская Народная Республика, Российская Федерация |
N 10281887, N 10281886 |
2 |
ООО "РОСТГЛАВСНАБ" |
Российская Федерация |
N 3199\16\2022, N 4315\41\2023, N 4538\9\2021, N 4538\10\2021 |
4 |
ООО "ЭЛЕКТРОТЕХНИКА" |
Китайская Народная Республика, Российская Федерация |
N 10522324, N 10522325 |
5 |
ИП Шахов Д.А. |
Китайская Народная Республика |
|
6 |
ИП Злобина Т.В. |
Российская Федерация |
- |
7 |
ИП Коробейников В.В. |
Российская Федерация |
N 10476243, N 10476261, N 10281887, N 10281886 |
8 |
ООО "СОЛДИ" |
Российская Федерация |
N 3199\13\2022, N 4315\16\2023, N 4538\9\2021, N 4538\10\2021 |
9 |
ООО "ЭТМ" |
Российская Федерация |
N 10476251, N 10476261, N 10281887, N 4538\10\2021 |
Согласно объяснениям заказчика заявки участников закупки были рассмотрены в общем порядке в связи с тем, что условия применяемого национального режима "не сработали".
Так, участником закупки с номером заявки 5 были предложены товары, страной происхождения которых является иностранное государство.
Кроме того, к заявке, содержащей предложение о поставке продукции, происходящей из иностранных государств, была приравнена заявка участника с номером 6, поскольку в ней отсутствовала информация из реестров, используемых для целей применения Постановления N 878.
Аналогично к заявкам с иностранной продукцией были приравнены заявки участников с номерами 1 и 4, поскольку часть товаров, указанных в них, также произведена на территории иностранного государства.
Вместе с тем нельзя признать обоснованным неприменение комиссией по осуществлению закупок национального режима при рассмотрении заявок участников с номерами 2, 7, 8 и 9 по причине несоответствия характеристик предложенных к поставке товаров указанным в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции (ПП РФ 878).
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок.
Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" государственная информационная система промышленности - федеральная государственная информационная система, содержащая информацию о состоянии отраслей промышленности и прогнозе их развития.
В силу пункта 3 Правил формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, утвержденных Постановлением N 878, формирование реестра осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в электронном виде путем формирования, изменения, исключения реестровых записей с использованием государственной информационной системы промышленности.
Согласно пункту 2.1 Концепции развития государственной информационной системы промышленности, утвержденной приказом Минпромторга России от 23.06.2016 N 2091 (далее - Концепция) государственная информационная система промышленности функционирует в целях обеспечения цифрового взаимодействия участников реализации промышленной политики в Российской Федерации, осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, содействия повышению конкурентоспособности промышленных предприятий и цифровой трансформации промышленности Российской Федерации посредством создания специализированной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2.3 Концепции одной из функций государственной информационной системы промышленности является ведение каталогов предприятий и промышленной продукции.
При этом информация в каталог промышленной продукции загружается производителями номенклатур в автоматическом режиме вместе с контентом (фото, описание, сертификаты) (пункт 39 Приложения N 1 к Концепции).
В информационном письме Минпромторга России от 24.09.2019 N ПГ-11-7984 разъяснено, что осуществить проверку наличия интересуемого оборудования в Реестре можно самостоятельно, воспользовавшись указанной ссылкой. В Реестре указано оборудование и его производитель. Соответствие характеристик оборудования соответствующим характеристикам, установленным заказчиком, можно выяснить у производителя оборудования. Класс радиоэлектронной продукции (телекоммуникационное оборудование или радиоэлектронная продукция), которому соответствует данное оборудование, указан в столбце 4 единого реестра российской радиоэлектронной продукции.
Однако в данном случае БУЗОО "ГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.", рассматривая заявки участников закупки, руководствовалось исключительно сведениями из государственной информационной системы промышленности (каталогом продукции).
Следует учитывать, что информация о реестровых записях реестра российской радиоэлектронной продукции, который создан во исполнение Постановления N 878, предоставляется участниками закупки исключительно в целях подтверждения страны происхождения товара и не может служить источником информации о характеристиках таких товаров.
Указанный подход к рассмотрению заявок не может быть признан соответствующим принципам гражданского законодательства и законодательства о контрактной системе.
Пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении, необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, ввиду отсутствия представленных заказчиком доказательств указания участниками закупки с номерами заявок 2, 7, 8 и 9 характеристик товаров, с которыми они фактически произведены быть не могут (не производятся), Комиссия приходит к выводу о неправомерном неприменении комиссией по осуществлению закупок национального режима, что нарушает положения статьи 14 Федерального закона о контрактной системе и Постановления N 878.
При таких обстоятельствах жалоба ООО "Солди" признается обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Солди" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка электротоваров (Реестровый номер 2024.020697)" (извещение N 0352300006924000056).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и его комиссии по осуществлению закупок нарушение статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, Постановления N 878.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.О. Миняева
Е.С. Курленко
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 10 апреля 2024 г. N 055/06/106-332/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024