Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ормед" (далее - ООО "ТД "Ормед", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка тренажера для пассивной разработки плеча (код вида медицинского изделия 208810) (Реестровый номер 240627)" (извещение N 0852500000124000589) (далее - электронный запрос котировок) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 11" (далее - заказчик),
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заявителя - Бакировой Альбины Сагдатовны (доверенность от 08.04.2024),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2995-ЭП/24 от 05.04.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного запроса котировок следует, что 19.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 1276000 руб.
21.03.2024 размещено изменение извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 свидетельствует о том, что заявка одного участника закупки (заявителя) была отклонена. Победителем электронного запроса котировок признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта (ООО "ФЛАГМАН").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов Комиссией установлено следующее.
Из доводов жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с указанием в ней недостоверных сведений о показателе предлагаемого к поставке товара.
По мнению заявителя, указанный в заявке на участие в закупке спорный параметр товара полностью соответствует требованиям размещенного в составе извещения об осуществлении закупки описания объекта закупки, функционал медицинского изделия позволяет задать необходимый заказчику параметр.
КУ ОО "Центр закупок" были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 3100-ЭП/24 от 09.04.2024), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки ООО "Торговый дом "Ормед" отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Объектом рассматриваемой закупки выступает поставка тренажера для пассивной разработки плеча.
В отношении приобретаемого товара согласно извещению и описанию объекта закупки были определены код позиции КТРУ 26.60.13.190-00000033 и соответствующее указанному коду наименование "Тренажер для пассивной разработки плеча".
Описание товара, сформированное и размещенное заказчиком, включало следующие качественные, технические и функциональные характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество в единицах измерения |
||
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения показателя |
Значения показателя |
||||
1. |
Тренажер для пассивной разработки плеча
|
1. |
Механическая настройка (регулировка) движений |
Наличие |
штука |
1 |
2. |
Тип дистанционного управляющего устройства для пациента |
Пульт или мобильная клавиатура |
||||
3. |
Функции "Начало движения Старт" и "Остановка движения Стоп" на дистанционном управляющем устройстве |
Соответствие |
||||
4. |
Настройка диапазона движений согласно потребностям пациента |
Наличие |
||||
5. |
Минимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус |
0 |
||||
6. |
Максимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус |
|
||||
7. |
Максимальный угол пронации локтя, градус |
|
||||
8. |
Максимальный угол супинации локтя, градус |
|
Характеристикой описания объекта закупки, на правомерность указания которой в заявке на участие в закупке ссылается заявитель, являлась "Минимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус" и соответствующее ей значение 0.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена документом о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, прилагавшемся к извещению.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного запроса котировок предусмотрен статьей 50 Федерального закона о контрактной системе.
На основании части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 3083-ЭП/24 от 08.04.2024) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в электронном запросе котировок, следует, что предложение о поставке товара участника закупки с идентификационным номером заявки 116208121 (ООО "Торговый дом "Ормед") для показателя "Минимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус" содержало значение 0.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000124000589 от 03.04.2024 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения:
"На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с установлением недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке. По позиции N 1 указано недостоверное значение показателя "Минимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус - 0,00,". Согласно руководству по эксплуатации Исполнительный механизм разработки локтевого сустава - разгибание: -5°".
Оценивая доводы заявителя, правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения, Комиссия исходила из следующего.
Комиссии по осуществлению закупок заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Таким образом, в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, уполномоченному учреждению следовало осуществить совокупность действий, направленных на такую проверку.
Пунктом 3 статьи 1 ГК РФ предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
В соответствии с пунктом 10 Правил для государственной регистрации медицинского изделия (за исключением медицинских изделий, включенных в перечень) представляются, в том числе техническая и эксплуатационная документации производителя.
Необходимо отметить, что одним из оснований для вынесения экспертным учреждением заключения о невозможности проведения клинических испытаний медицинского изделия или невозможности государственной регистрации медицинского изделия является несоответствие медицинского изделия требованиям нормативной документации, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) (пункт 23 Правил).
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1650 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, о внесении изменения в перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" реестр также содержит электронный образ эксплуатационной документации производителя (изготовителя) на медицинское изделие.
Комиссией установлено, что ООО "Торговый дом "Ормед" для целей подтверждения соответствия товара требованиям законодательства Российской Федерации была представлена копия регистрационного удостоверения от 18.05.2018 N РЗН 2018/7155 на медицинское изделие "Аппарат для роботизированной механотерапии верхних конечностей по ТУ 26.60.13-007-22636951-2017", вариант исполнения "FLEX-F03", выданного ООО "НВП "ОРБИТА", Россия.
Руководство по эксплуатации на вышеприведенное медицинское изделие, размещенное на официальном сайте органа исполнительной власти, уполномоченного на ведение реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - Реестр) (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения) https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch, в разделе 2 "Технические данные" содержит информацию о том, что исполнительный механизм разработки локтевого сустава для разгибания составляет -5° (стр. 6).
Таким образом, указанное обществом в заявке на участие в закупке значение минимального угла разгибания руки в локтевом суставе не соответствует характеристике, определенной в технической документации и размещенной на официальном сайте Росздравнадзора, противоречит сведениям, содержащимся в Реестре. Доводы заявителя о том, что настройка минимального угла отведения в локтевом суставе -5 градусов не ограничивает заказчика в выставлении минимального угла сгибания в 0 градусов, Комиссия признает несостоятельными, поскольку в данном случае значение "0" является промежуточным или настраиваемым, а не минимально возможным.
Принимая во внимание указанное, Комиссия полагает отклонение заявки ООО "Торговый дом "Ормед" по основанию, определенному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерным, а жалобу заявителя необоснованной.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
Из размещенного для целей осуществления рассматриваемой закупки описания объекта закупки следует, что характеристики закупаемого заказчиком тренажера для пассивной разработки плеча установлены с учетом таких возможных движений в локтевом суставе, как супинация, пронация, сгибание и разгибание. При этом каждый из показателей представляет собой объем движения, ограниченный определенным углом, измеряемым в градусах. В частности, пределы возможного сгибания и разгибания руки в локтевом суставе называются амплитудой движений.
В связи с указанным нельзя признать надлежащими сформулированные заказчиком требования к товару в части характеристик "Минимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус", "Максимальный угол сгибания/разгибания руки в локтевом суставе, градус", поскольку для разгибания может быть определен исключительно минимальный угол, для сгибания - максимальный.
Минимальный угол разгибания и максимальный угол сгибания являются амплитудой движений руки в локтевом суставе. При этом, например, не может быть минимальным углом сгибания 0 градусов, поскольку при таком значении сгибание как таковое отсутствует*(1).
Таким образом, указание одного значения угла отведения одновременно для сгибания/разгибания, как определено в описании объекта закупки, невозможно. В Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке каких-либо разъяснений в данной части также не содержится.
Изложенное свидетельствует о несоблюдении заказчиком правил описания объекта закупки, а равно нарушении пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией также установлено, что техническая документация производителей медицинских изделий, предлагаемых к поставке участниками закупки с идентификационными номерами заявок 116278594, 116272391 и 116208121, информацию об определенных заказчиком характеристиках одновременного сгибания/разгибания не содержит.
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок по признанию заявок, фактически содержащих недостоверную информацию о предлагаемом к поставке товаре, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки нарушают пункт 8 части 12 статьи 48 и подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ормед" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка тренажера для пассивной разработки плеча (код вида медицинского изделия 208810) (Реестровый номер 240627)" (извещение N 0852500000124000589) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 11".
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 и подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 11" нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг", бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница N 11" и оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
-------------------------------------------
*(1) См. также Рябчиков И.В., Панков И.О., Зинченко С.В. Практические навыки для студентов по специальности "Травматология и ортопедия : учебно-методическое пособие / И.В. Рябчиков, И.О. Панков, С.В. Зинченко. - Казань : Казанский университет, 2018. - С.16.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 11 апреля 2024 г. N 055/06/106-340/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2024