Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
в присутствии представителя ООО "Матрикс" - Джердисов С.М., представитель по доверенности б/н от 09.01.2024;
в отсутствии представителя от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу - ООО "Матрикс" и материалы дела N 027/06/106-521/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Матрикс" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на поставку медицинских изделий: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (извещение N 0322200001224000365).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушение заказчиком требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки, а именно в указании требований к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которым соответствует только один товар. По мнению Заявителя, установление данных требований, ограничивает количество участников закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0322200001224000365 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 21.03.2024.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 000 000,00 рублей.
Заказчиком в материалы дела представлен мотивированный отзыв, согласно которому считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 027/06/106-521/2024, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с выводами Верховного суда РФ в определении от 24.01.2022 N 308-ЭС21-26790 по делу N А61-4140/2020 требования к предлагаемому к поставке товару сформированы заказчиком исходя из его потребности, что не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Описание объекта закупки содержится в извещении об осуществлении закупки и в Технической части документации "Описание объекта закупки".
В своей жалобе заявитель полагает, что в указанные в документации требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара соответствуют только одному товару.
Из пояснений представителя заказчика следует, что для определения характеристик товара, заказчиком проведен запрос цен, размещенный на сайте ЕИС, согласно которому заказчиком получено три коммерческих предложения, из которых следует, что совокупность технических характеристик к медицинскому изделию - Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство, перечисленных в технической части, соответствует как минимум характеристикам двух медицинских изделий разных производителей.
Заявитель в своей жалобе сравнивает характеристики 15 медицинских изделий - Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство.
Комиссией Хабаровского УФАС установлено, что по информации, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора медицинских изделий - Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство, существенно больше.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств, что заказчиком в документации указаны требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которым соответствует только один товар.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Комиссией учтено, что на участие в закупке подано 5 заявок.
Таким образом, действия заказчика не ограничили количества участников закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Матрикс" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на поставку медицинских изделий: Стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство (извещение N0322200001224000365) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 апреля 2024 г. N 7-1/76
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024