рассмотрев материалы дела N 7-3/213 по обращению заказчика - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления МВД России по Амурской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Живая сила" (ИНН 7839113801) (далее - ООО "Живая сила", Поставщик, Общество), генеральном директоре (учредителе) Общества Сороко Максиме Петровиче (ИНН 780500999574) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 15.01.2024 N 2424188100022002801178840/2024-002 (реестровый номер контракта 12801178840 24 000004) на поставку сухого полнорационного корма для собак (продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Живая сила",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 15.01.2024 N 2424188100022002801178840/2024-002 на поставку сухого полнорационного корма для собак (продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа) (далее - контракт) между ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления МВД России по Амурской области" (далее - Заказчик) и ООО "Живая сила" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0823100000423000100.
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Поставщик обязуется поставить сухой полнорационный корм для собак (продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа) (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Согласно п. 2.1 контракта цена Контракта составляет 1 801 872 (один миллион восемьсот одна тысяча восемьсот семьдесят два) рубля 00 копеек, НДС не облагается.
Срок поставки товара: с даты заключения Контракта по 31 января 2024 г. (включительно) (п. 3.1 контракта).
Согласно п. 3.7 контракта при выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.)), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.6. Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику с использованием Единой информационной системы мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
Согласно п. 3.8 контракта в случае получения в соответствии с пунктом 3.7. Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим разделом Контракта.
В соответствии с п. 4.1.1 Поставщик обязан поставить товар на условиях, предусмотренных Контрактом, в том числе по обеспечению с учетом специфики поставляемого товара её соответствия обязательным требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) Контрактом.
В соответствии с контрактом Заказчик вправе:
- требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств по Контракту (п. 4.4.1 контракта);
- отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям Контракта (п. 4.4.5 контракта);
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 4.4.6 контракта).
Согласно п. 11.1 контракта Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 21 февраля 2024 г.
Согласно п. 11.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 11, 13 - 19, 21 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В результате изучения материалов дела 7-3/213, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
В силу п.п. 11, 15 ч. 1 ст. 8 Закона N 275-ФЗ головной исполнитель принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа; обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 518 ГК РФ предусмотрено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон, при этом существенность нарушения подразумевается, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 3.1 контракта срок поставки товара в срок по 31 января 2024 включительно.
В установленный срок товар поставлен не был.
06.02.2024 на склад заказчика поставлен товар в суммарном количестве 324 мешка по 10 кг (общее количество товара согласно контракту - 3400 кг).
При осмотре товара заказчиком выявлены нарушения целостности упаковки, а именно на 322 мешках имеются разнородные, не схожие между собой отверстия, 2 мешка имеют значительные повреждения упаковки в виде разрывов.
29.02.2024 заказчиком, посредством ЕИС направлено требование (претензия) о необходимости надлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в срок до 07.03.2023 (исх. N 51/11-310).
06.03.2024 поставщик уведомил заказчика о невозможности исполнить контракт.
15.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
26.03.23024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссией Хабаровского УФАС России учтено, что в силу ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
При этом, согласно условиям контракта срок поставки товара в срок до 31.01.2024 включительно. Поставка товара осуществлена Поставщиком 06.02.2024, не в полном объеме и с нарушением целостности упаковки.
Поставщиком письмом от 07.02.2024 пояснил заказчику, что в связи с тем, что поставка клапанов для мешков, предотвращающих раздувание и разрыв упаковки в настоящий момент невозможна, поставщиком самостоятельно принято решение наносить на пакеты небольшую "перфорацию". При этом документальных подтверждений того, что выявленные заказчиком отверстия в упаковке не повлияют на качество корма при его дальнейшем длительном хранении обществом не представлено.
Комиссией Хабаровского УФАС установлено, что в соответствии с п. 5.2.9 ГОСТа 2226-2013 склеенные, закрытые мешки могут иметь точечную перфорацию для удаления воздуха при загрузке мешка продукцией, только по согласованию с заказчиком.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России учтено, что в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе исполнения контракта ООО "Живая сила" не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, выявленные недостатки Поставщиком не устранены.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Живая сила" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Живая сила" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "Живая сила", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления Заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "Живая сила" в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, с учетом заключения государственного контракта в целях выполнения государственного оборонного заказа, ООО "Живая сила" необходимо было предпринять дополнительные меры к соблюдению условий контракта и законодательства Российской Федерации, так же необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота Общество не проявило и принимает решение на основании представленных Заказчиком документов.
Комиссия Хабаровского УФАС России также принимает во внимание, что контракт заключен Заказчиком на поставку товаров для федеральных нужд в целях выполнения государственного оборонного заказа с установленным извещением о проведении закупки, контрактом определенным сроком исполнения, в силу своей специфики обладающий особой значимостью для нужд Заказчика и Российской Федерации (Заказчик не получил результат закупки, на который рассчитывал; возникла необходимость осуществления повторной закупки, что влечет снижение эффективности расходования средств федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа).
Таким образом, ООО "Живая сила" допущено существенное нарушение условий государственного контракта, заключенного в целях обеспечения государственного оборонного заказа.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления МВД России по Амурской области" об Обществе с ограниченной ответственностью "Живая сила" (ИНН 7839113801), генеральном директоре (учредителе) Общества Сороко Максиме Петровиче (ИНН 780500999574) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 15.01.2024 N 2424188100022002801178840/2024-002 на поставку сухого полнорационного корма для собак (продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 апреля 2024 г. N РНП-27-161
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024