Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
, (далее - Инспекция) в связи с поступлением обращения от Никифоровой А.М. о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проведена проверка действий заказчика - МКУ "Служба заказчика Николаевского муниципального района" (ИНН 2705021162) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Проверка проведена в отсутствии представителей от Заказчика - МКУ "Служба заказчика Николаевского муниципального района" (ИНН 2705021162), Никифоровой А.М., представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение от Никифоровой А.М. о наличии нарушений в действиях заказчика МКУ "Служба заказчика Николаевского муниципального района" (ИНН 2705021162) требований Закона о контрактной системе при заключении контракта на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъёмностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре" с ООО "АВИК" (Реестровый номер контракта 32705021162 23 000010).
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Контракт с ООО "АВИК" заключен Заказчиком 26.10.2023.
Цена контракта составляет 15500000,00 рублей (пункт 2.1 контракта).
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является: Оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъёмностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное- г.Николаевск-на- Амуре". Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать Услуги в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Из письменных пояснений Заказчика и дополнений к ним следует, что в соответствии с Распоряжением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 24.10.2023 N333-ра "О заключении контракта на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъемностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре" (далее распоряжение N333-ра) с единственным поставщиком на срок с 15 ноября 2023 года по 15 апреля 2024 года" определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы - ООО "АВИК".
Пунктом 2.1 Распоряжения N333-ра определено заключить муниципальный контракт на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъемностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре" с единственным поставщиком на срок с 15.11.2023 по 15.04.2024, предусмотрев следующие существенные условия:
- обязательство единственного подрядчика лично оказывать услуги по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъемностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре" на срок с 15.11.2023 по 15.04.2024;
- неустановление требования о предоставлении единственным поставщиком обеспечения гарантийных обязательств;
- неустановление требования о предоставлении единственным поставщиком обеспечения исполнения муниципального контракта;
- предельный срок, до которого заключается муниципальный контракт, - 15.05.2024;
- срок оказания услуги: с 15.11.2023 по 15.04.2024;
- контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами;
- цена контракта 15,5 млн. руб.;
- ответственность сторон за нарушение своих обязательств;
- выполнение подпункта 3 пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 29.03.2022 N 149-пр "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - Постановление N 149-пр);
- расчеты по настоящему контракту подлежат казначейскому сопровождению.
Распоряжением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края N332-ра от 24.10.2024 (далее Распоряжение N332-ра) определено возложить обязанности выполнения функций заказчика на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре" на муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика Николаевского муниципального района".
Пунктом 2 Распоряжения N332-ра МКУ "Служба заказчика Николаевского муниципального района" определено обеспечить заключение контракта с единственным исполнителем ООО "АВИК".
Рассмотрев представленные материалы дела, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
3) запрос котировок в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе, путем проведения аукционов.
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае Заказчиком заключен государственный контракт по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с ООО "АВИК" на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъёмностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях, в том числе: осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N46-ФЗ) установлено, что, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях, также установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 339 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - Постановление N339) установлено, что в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
В соответствии с пп. "з" п. 2 постановления N339 акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления могут подготавливаться в случаях, если закупка осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2022 N1745 "О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616".
В соответствии с п.3 Постановления N339 в актах, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, указываются единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) или в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего постановления указывается конкретная закупка, которая может быть осуществлена у определенного заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Федеральным законом требование обеспечения исполнения контракта.
Так, согласно п. 5 Постановления N339 при осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) в контракте указывается подпункт пункта 2 настоящего постановления, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, и в соответствии с которым осуществляется закупка;
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона;
г) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
Согласно пп. 1 п. 1 Постановления N 149-пр заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для государственных нужд Хабаровского края (далее также - край), муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории края, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного актом Правительства края и муниципальным правовым актом местной администрации соответственно, изданными в соответствии с настоящим постановлением.
Согласно пп. 2 п. 1 Постановления N 149-пр заказчик вправе осуществить закупку для государственных нужд края, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории края соответственно, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2022 N 1745 "О специальной мере в сфере экономики и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616".
Согласно пп. 3 п. 2 Постановления N 149-пр Акты, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 настоящего постановления, подготавливаются в следующих случаях: протокол заседания оперативного штаба по повышению устойчивости экономики муниципального образования края в условиях санкций содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Распоряжением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 24.10.2023 N333-ра определен единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) - ООО "АВИК".
На основании указанных актов Заказчиком заключен муниципальный контракт с ООО "АВИК" на оказание услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амур грузоподъёмностью до 16 тонн на участке "с. Подгорное - г. Николаевск-на-Амуре".
При этом, как отмечается Инспекцией Хабаровского УФАС России в соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, решения о принятии актов об осуществлении закупки для нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должны приниматься с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Вместе с тем при наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 15.02.2023 N24-06-06/12571, возможность осуществления закупки у единственного поставщика на основании акта изданного во исполнение Закона N46-ФЗ носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 2510.2018 года N2613-О, положения норм Закона о контрактной системе направлены на предотвращение злоупотреблений при осуществлении закупок в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из правовой позиции, выраженной в пункте 22 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, следует, что для осуществления закупки у единственного поставщика заказчик обязан обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, из норм Закона о контрактной системе следует, что закупка у единственного поставщика носит не ординарный, а экстраординарный характер, но только в случае, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Иными словами, закупка не конкурентным способом, является исключением, а не правилом; применение данной нормы не должно становиться системой и способом обхода требований названного Закона в части необходимости соблюдения конкуренции при осуществлении закупок и установленных запретов.
Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт между заказчиком и ООО "АВИК" заключен 26.10.2023. Срок исполнения контракта: с 15.11.2023 по 15.04.2024.
При этом, согласно протоколу заседания оперативного штаба по повышению устойчивого социально - экономического развития Николаевского муниципального района Хабаровского края в условиях внешних санкций N7 от 24.10.2024 с целью определения начальной максимальной цены контракта по оказанию услуг по устройству и содержанию ледовой переправы через р. Амуре на участке "г. Николаевск-на-Амуре - с. Подгорное" направлены письма всем организациям ранее участвующим в аукционах и организациям, которые могут проводить работу по обустройству ледовой переправы в настоящее время, по запросам представлены 3 коммерческих предложения: ООО "Строй Комфорт", ООО "АВИК" и ООО "САХ".
Указанное свидетельствует о возможности проведения конкурентной закупки, а также о наличии конкурентного рынка оказания данных услуг.
В ходе внеплановой проверки Заказчиком не представлено доказательств отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика для обеспечения нужд Заказчика, наличия причинно-следственной связи между заключением Контракта и экономической ситуацией, характеризующейся недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Однако Заказчиком не предприняты меры по объявлению конкурентной закупки товара, являющегося объектом вышеуказанного Контракта, также необоснованно ограничен доступ на конкурентный рынок государственных закупок иных участников.
Учитывая изложенное, заключение Контракта с единственным поставщиком в рассматриваемом случае не отвечает целям Закона о контрактной системе в силу отсутствия целесообразности, срочности и обоснованности применения такого способа определения поставщика.
Таким образом, заказчиком - МКУ "Служба заказчика Николаевского муниципального района" нарушены положения ч. 1, 6, 7 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении контракта с ООО "АВИК", что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что внеплановая проверка проводится в отношении фактически заключенного и исполненного государственного контракта, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - МКУ "Служба заказчика Николаевского муниципального района" (ИНН 2705021162) нарушившим требования ч. 1, 6, 7 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 апреля 2024 г. N 66 (ключевые темы: единственный поставщик - товар. работа. услуга. - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024