Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Фисенко Е.В.,
членов Комиссии:
- начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Камчатский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - Заказчик): Зигангараевой И.В. (по доверенности от 20.03.2024), Якубовской Ю.Э. (по доверенности от 09.01.2024),
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Хирева Михаила Викторовича (далее - Заявитель), уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения жалобы через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика расходных материалов для ПЦР путем электронного аукциона (извещение N 0338200008524000079), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком осуществляется процедура определения поставщика расходных материалов для ПЦР (далее - Товар) путем электронного аукциона (извещение N 0338200008524000079) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в ЕИС 27.03.2024. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 6 841 867,35 рублей.
03.04.2024 в Камчатское УФАС России поступила поданная через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, при описании объекта закупки указал номера регистрационных удостоверений (далее - РУ), указывающие на определенных производителей Товара, без сопровождения словами "или эквивалент", что ведет к несоблюдению принципа обеспечения конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 данного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно извещению о Закупке к поставке требуется расходные материалы для ПЦР.
В электронном документе: "Техническое задание" (далее - ТЗ) содержатся указания на РУ по каждой позиции Товара. Данные РУ содержат указания на товарные знаки, производителей, требуемых к поставке расходных материалов.
По позициям 1, 2 ТЗ требуются: глубокий планшет 96 для KingFisher, гребенка наконечников для магнитов DW для KINGFISHER FLEX 96 совместимые с лабораторным оборудованием KingFisher, имеющимся у Заказчика, что не противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, по остальным позициям ТЗ Заказчику требуются расходные материалы: тонкостенные пробирки для ПЦР объемом 0,2 мл (плоская крышка), бесцветные, 1000 шт/уп, 10 уп/кор. Axygen (США), тонкостенные пробирки для ПЦР с плоской крышкой объемом от 0,2 мл до 0,5 мл., 1000 шт./уп., Корнинг Инкорпорейтед, США, микроцентрифужные пробирки градуированные объемом 1,5 мл (Axygen, США, 500 шт./уп.) и т.д.
На заседании Комиссии, в письменных пояснениях от 08.04.2024 N 238 представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком закупаются расходные материалы для имеющегося у него оборудования, при этом в практике Учреждения неоднократно встречались случаи, когда пробы доставлялись в пролитом виде из-за дефекта замка крышки пробирок, из-за отсутствия герметичности пробирок; при нагревании происходило самопроизвольное открывание пробирок; наконечники неплотно притираются, слетают, требуют удержания рукой, из-за недостаточной длины наконечника не достают до уровня жидкости. Для процессора KingFisher всегда использовались одноразовые оригинальные пластиковые (полипропиленовые) расходные материалы. Полипропилен характеризуется высокой устойчивостью к органическим растворителям, инертностью к биомолекулам и высокой термостойкостью, что обеспечивает идеальные условия для процессов выделения, очистки нуклеиновых кислот и клеток и, соответственно, повышение их качества.
Несоответствие расходных материалов приводит к выходу из строя лабораторного оборудования, которое требует дорогостоящего ремонта.
При составлении аукционной документации Заказчик руководствовался, прежде всего, своей потребностью в использовании Товара, который бы соответствовал необходимым требованиям, выраженным в объективной форме.
Вместе с тем, Заказчик доказательств вышеизложенного, и того, что закупаемые расходные материалы требуются к оборудованию, используемому Заказчиком в соответствии с технической документацией на данное оборудование, не представил.
Таким образом, Заказчик при описании объекта Закупки, указав на товарные знаки, производителей, требуемых к поставке Товаров, в отсутствие доказательств того, что данные Товары требуются к оборудованию, используемому Заказчиком, в соответствии с технической документацией на данное оборудование, нарушил тем самым пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог, КТРУ) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом РФ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно ТЗ по ряду позиций при описании Товара использовалась информация, предусмотренная КТРУ. Например: позиции КТРУ - 32.50.50.190-00001705; 32.50.50.190-00001696; 32.50.50.190-00002841. При этом по данным позициям были указаны дополнительные характеристики, которые не предусмотрены в позиции каталога без обоснования необходимости использования такой информации, в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Данные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении данных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Е.В. Фисенко
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
_____________________ Л.Б. Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 8 апреля 2024 г. N 041/06/106-137/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024