Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - врио заместителя руководителя управления;
члены Комиссии: <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
ИП <_> (далее - Поставщик, ИП),
представителя Заказчика - ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР (далее - Заказчик) - <_>. (доверенность от 04.04.2024 N ДВ-176-95) посредством ВКС,
слушателя - <_>
в результате рассмотрения обращения Заказчика - ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по УР о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ИП <_> в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем (автоматических, секционных и распашных ворот гаражей) пожарных депо (УИС_тек.рем.сооруж.)" (номер извещения в ЕИС -0113100001924000032, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
13.03.2024 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 170 757,55 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 22.03.2024 NИЭА1 подана одна заявка, соответствующая извещению. Победителем признан ИП <_>
25.03.2024 Заказчик разместил в ЕИС проект контракта (далее - Контракт), посредством функционала Единой информационной системы, а также через оператора электронной площадки;
29.03.2024 поставщиком сформирован протокол разногласий;
29.03.2024 15:52 Заказчиком размещен доработанный проект контракта.
Регламентированный срок для подписания Контракта Поставщиком - 01.04.2024;
02.04.2024 13:39 (МСК) Поставщиком подписан Контракт;
02.04.2024 13:51 (МСК) Протоколом NППУ20_1 Поставщик был признан уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В силу пункта 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Как указывает ИП, причиной неподписания Контракта в установленный Законом срок стала техническая неисправность персонального компьютера, на котором установлено программное обеспечение, необходимое для заключения Контракта на электронно-торговой площадке.
ИЗ представленных в материалы дела документов, установлено, что
01.04.2024 Поставщик сдал персональный компьютер на диагностику (документ о поступлении в ремонт N 124 ИП <...>)
02.04.2024 Поставщик получил от ИП <...> акт об оказании услуг N 118, согласно которому персональному компьютеру Поставщика необходим ремонт: замена материнской платы;
02.04.2024 00:01 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru Поставщиком получено уведомление об уклонении от заключения контракта;
02.04.2024 13:39 (МСК) Поставщиком подписан Контракт;
02.04.2024 13:51 (МСК) Протоколом NППУ20_1 Поставщик был признан уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, неподписание Контракта в срок произошло вследствие технической неисправности оборудования Поставщика, обнаруженной в последний день срока подписания Контракта, у Поставщика не было умысла на уклонение от заключения Контракта. До признания Поставщика уклонившимся им были осуществлены действия, направленные на заключение и исполнение Контракта: подписан проект Контракта, предприняты действия по ремонту персонального компьютера (документ о поступлении в ремонт от 01.04.2024 N 124, акт об оказании услуг N 118).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
Учитывая небольшой опыт Поставщика в участии государственных закупок, совершения нарушения впервые, Комиссия приходит к выводу, что умысла на уклонение от исполнения Контракта у Поставщика не имелось.
Важно отметить, что ранее заключенный контракт между Заказчиком и Поставщиком исполнен в полном объеме в установленные сроки, претензий и штрафных санкций со стороны Заказчика не было (номер контракта в ЕИС - 0113100001923000021).
Таким образом, ИП <_> не уклонялся от подписания контракта, а наоборот был заинтересован в его скорейшем заключении, в связи с чем, оснований для включения в РНП сведений об ИП <_> не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП <_> в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту инженерных систем (автоматических, секционных и распашных ворот гаражей) пожарных депо (УИС_тек.рем.сооруж.)" (номер извещения в ЕИС - 0113100001924000032) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 5 апреля 2024 г. N 018/06/104-271/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024