Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * В.С. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: *. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * И.Э. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью " Экосистемы " (далее - Заявитель, Общество) * Е.Н. (доверенность от 10.01.2020),
при участии представителя Администрации Киренского муниципального района (далее - Заказчик) - * Е.В. - доверенность от 01 апреля 2024 года;
рассмотрев в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка комплекса (установки) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов", извещение N 0134300019224000019, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 29 марта 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает следующее:
1. Заказчиком установлены избыточные коды ФККО, что является признаком предоставления преимущества ООО "Эко-спекртум".
2. В запросе о предоставлении ценовой информации заказчиком не указано на необходимость наличия у поставщика заключения ГЭЭ с перечнем кодов ФККО, в связи с чем необходимо проверить соблюдение заказчиком статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ, в части определения и обоснования Начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 22 марта 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0134300019224000019 "Поставка комплекса (установки) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов",
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 23 800 000 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 01.04.2024 10:00 (МСК+5)
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЭА1 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признается несостоявшимся.
1.На основании пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено законом N 44-ФЗ, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального Закона N 44-ФЗ.
В силу подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0134300019224000019 объектом закупки является Поставка комплекса (установки) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов (далее - установка).
В Извещении о проведении электронного аукциона установлено, что для подтверждения соответствия поставляемого товара, участник закупки должен приложить в составе заявки на участие в электронном аукционе положительное заключение (или его копию) Государственной Экологической Экспертизы (ГЭЭ), с указанием в приложении разрешенных для утилизации видов отходов (ТКО).
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Закон об экологической экспертизе закрепляет презумпцию потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы, комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий (абзац 3 статья 3).
На основании пункта 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды; порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Пунктом 4 статьи 69 Закона "Об охране окружающей среды" установлено, что государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе, законодательством о градостроительной деятельности случаях.
Помимо прочего, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Положения N 2290, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 28.02.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности") лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в части для работ по обезвреживанию отходов I - IVклассов являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом "Об экологической экспертизе"), за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также использование лицензиатом объекта обезвреживания отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование (эксплуатация) закупаемой установки, не получившего положительного заключения ГЭЭ федерального уровня, содержит признаки нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Следовательно, в случае если объектом закупки является поставка данной установки, то заказчик устанавливает требование о предоставлении в составе заявки положительного заключения ГЭЭ федерального уровня и о предоставлении такого заключения ГЭЭ федерального уровня на стадии определения поставщика.
В свою очередь, предоставление документа о соответствии товара требованиям законодательства лишь на стадии исполнения контракта допускает возможность заключения контракта с лицом, неспособным к исполнению обязательств с учетом всех требований законодательства, и влечет для заказчика риск поставки товара, не отвечающего требованиям законодательства об охране окружающей среды.
Отсутствие требования о включении положительного заключения экологической экспертизы в состав заявок на участие в закупке фактически предоставляют любым участникам товарного рынка средства для внедрения и реализации товара, не отвечающего требованиям законодательства, а также в ущерб интересам добросовестных участников закупки, что противоречит принципам добросовестной конкуренции.
Комиссия контрольного органа также считает необходимым отметить, что несоответствие поставляемой установки требованиям, установленным Извещением об осуществлении закупки в части соответствия документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт в пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ), повлечет за собой дополнительные издержки Заказчика, в виде необоснованного расходования бюджетных денежных средств, так и временные затраты, для разработки технической документации на установку и прохождения, получения положительного заключения в части ГЭЭ на установку. Отсутствие положительного заключения ГЭЭ лишает возможности Заказчика в законном получении обязательной разрешительной документации в части обращения с отходами производства и потребления, а именно получению Лицензии на обращение с отходами в части обезвреживания и/или утилизации отходов и как следствие невозможности использования оборудования.
Согласно порядку ведения государственного кадастра отходов, утверждённому приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, для классификации отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов, утверждённом приказом Минприроды России от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО) используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих: происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа), химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа), агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция), конкретные виды отходов представляются в кодифицированной форме по 11-значной системе.
В Приложение N 1 к Описанию объекта закупки приведён перечень разрешенных для обезвреживания видов отходов, наличие которых, помимо прочих видов, обязательно в составе Государственной экологической экспертизы, выдаваемой на установку поставщика.
Отсутствие в Государственной экологической экспертизе перечня отходов, указанных в извещении о проведении закупки, лишает Заказчика возможности в законном получении обязательной лицензии на обращение с отходами в части обезвреживания и/или утилизации отходов, что влечет за собой нецелесообразность приобретения и нецелевого расходования бюджетных средств, также влечет за собой дополнительные издержки Заказчика, в виде необоснованного расходования бюджетных денежных средств для разработки Технической документации на установку и получения положительного заключения Государственной экологической экспертизы на установку.
В силу ч. 2 ст. 33 Федерального Закона N 44-ФЗ заказчик самостоятельно устанавливает требования к товару с учетом собственных потребностей.
При этом, Федеральный Закон N 44-ФЗ не содержит запрета в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального Закона N 44-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Федерального Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, установленным ст. 12 Федерального Закона N 44-ФЗ, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Федеральным Законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Федерального Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем Заявитель не доказал, что требования, включенные в извещение, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России проанализировав извещение об осуществлении электронного аукциона, доводы заявителя, заказчика, приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2.По второму доводу. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, в полномочия территориальных органов ФАС России не входит проверка законности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ Иркутским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе, информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в пункте 3.1. Проекта контракта указано следующее: Поставка Товара осуществляется силами и средствами Поставщика по адресу: Иркутская область г. Киренск, западнее земельного участка с кадастровым номером 38:09:010901:82. Место монтажа по согласованию с Заказчиком.
При этом, согласно пункту 1.1. проекта контракта, по условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику комплекс (установку) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов (далее - Товар), а также выполнить работы по его шеф-монтажу и пуско-наладке по месту поставки Товара, количество, общая и стоимость которого установлены в Спецификации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Из содержания проекта контракта следует, что контракт носит смешанный характер и по своему содержанию является договором поставки и выполнения работ по монтажу. Существенным условием договоров поставки и оказания услуг являет место поставки и место осуществления монтажа поставляемого товара.
Однако Заказчиком, в нарушение пункта 7 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, не указано существенное условие о месте выполнения работ.
Предметом закупки, согласно "Наименованию объекта закупки" является "Поставка комплекса (установки) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов".
Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 13 сентября 2017 г. N АА-09-05-32/20079 "О государственной экологической экспертизе" В отношении оборудования, техники разрабатывается не проектная документация, а проекты технической документации, которые в соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон) являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня, в случае если такое оборудование, техника являются новыми. Проектная документация в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ разрабатывается в отношении объектов капитального строительства, к числу которых отнесены и сооружения, здания, строения. В случае, если оборудование является новой техникой и по проекту технической документации на такое оборудование не утверждалось в установленном порядке положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, то соответствующий проект технической документации в составе, определенном ст. 14 Закона, подлежит представлению на государственную экологическую экспертизу в центральный аппарат Росприроднадзора. Однако необходимо отметить, что в случае если на таком оборудовании предусмотрено осуществлять обезвреживание отходов I-V класса опасности и его монтаж предусматривает строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, их частей, капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства, то разрабатывается соответствующая проектная документация, которая является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня согласно п.п. 7.2 ст. 11 Закона.
Из пояснений заказчика следует, что расположение закупаемого оборудования не предполагает строительство капительного объекта.
Таким образом, размещение в составе закупки дополнительно проектной сметной документации не требуется.
Однако в проекте контракта установлены следующие положения:
1.1. по условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику комплекс (установку) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов (далее - Товар), а также выполнить работы по его шеф-монтажу и пуско-наладке по месту поставки Товара, количество, общая и стоимость которого установлены в Спецификации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
1.6. Поставщик также обязуется оказать связанные с поставкой Товара следующие услуги/работы: работы по монтажу, пуско-наладке, проведения испытаний и иных мероприятий для ввода в эксплуатацию комплексов (установок) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов, инструктаж персонала (далее - сопутствующие услуги/работы).
4.1. Приемка результатов исполнения Контракта, поставленного Товара, в том числе оказанных сопутствующих услуг/работ по шеф-монтажу и пускно-наладке, проведения испытаний и иных мероприятий для ввода в эксплуатацию осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены Контрактом, статьей 94 Закона о контрактной системе, и оформляется документом о приемке в электронной форме.
Согласно п. 6 Постановления Правительства N1657 от 12.10.2020 г. Ввод в эксплуатацию объектов обработки, обезвреживания, утилизации, размещения твердых коммунальных отходов должен осуществляться при условии проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренных проектной документацией объектов капитального строительства. Эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с проектной документацией таких объектов и заключением государственной экологической экспертизы в случаях, если получение такого заключения предусмотрено требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, заказчику при формировании извещения о закупке и приложений к нему, необходимо учитывать указанную норму, следует предусмотреть проектом контракта необходимость проведения в полном объеме мероприятий по охране окружающей среды при в воде в эксплуатацию поставляемого объекта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно Санитарной классификации утвержденной указанным документом к классу II относятся, в том числе Объекты размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно "ИТС 9-2020. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Утилизация и обезвреживание отходов термическими способами" (утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2020 N 2181) установлены Мероприятия по снижению воздействия технологий на окружающую среду. В том числе мероприятия по охране от физических факторов, к которым относится расположение оборудования в закрытых помещениях и на специальных фундаментах.
Таким образом Заказчиком, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки не учтены требования указанных подзаконных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки определены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования
Извещение об осуществлении закупки должно содержать (пункты 1,5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ):
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
5) проект контракта;
В строке "Наименование объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено "Поставка комплекса (установки) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов".
В строке "Объект закупки" извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком установлена "1 Часть 2. Техническое задание".
В прикрепленном к извещению документе "1 Часть 2. Техническое задание", содержится Перечень наименования отходов в соответствии с ГЭЭ поставщика:
7 31 110 01 72 4 |
Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) |
7 31 110 02 21 5 |
Отходы из жилищ крупногабаритные |
7 31 200 01 72 4 |
Мусор и смет уличный |
7 31 200 02 72 5 |
Мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства |
7 31 200 03 72 5 |
Отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев |
7 31 205 11 72 4 |
Отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог |
7 31 211 01 72 4 |
Отходы с решеток станции снеготаяния |
7 31 211 11 39 4 |
Осадки очистки оборудования для снеготаяния с преимущественным содержанием диоксида кремния |
7 31 211 61 20 4 |
Отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, малоопасные |
7 31 211 62 20 5 |
Отходы снеготаяния с применением снегоплавильного оборудования, обезвоженные методом естественной сушки, практически неопасные |
7 31 300 01 20 5 |
Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками |
7 31 300 02 20 5 |
Растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками |
7 33 100 01 72 4 |
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
7 33 100 02 72 5 |
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный |
7 33 151 01 72 4 |
Мусор от бытовых помещений судов и прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров |
7 34 121 11 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки пассажирских терминалов вокзалов, портов, аэропортов |
7 34 131 11 71 5 |
Смет с территории железнодорожных вокзалов и перронов практически неопасный |
7 34 201 01 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава |
7 34 202 01 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки электроподвижного состава метрополитена |
7 34 202 21 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки подвижного состава городского электрического транспорта |
7 34 203 11 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки подвижного состава автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта |
7 34 204 11 72 4 |
Мусор, смет и отходы бортового питания от уборки воздушных судов |
7 34 205 11 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки пассажирских судов |
7 34 205 21 72 4 |
Особые судовые отходы |
7 34 951 11 72 4 |
Багаж невостребованный |
7 35 100 01 72 5 |
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами |
7 35 100 02 72 5 |
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами |
7 36 210 01 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки помещений гостиниц, отелей и других мест временного проживания несортированные |
7 36 411 11 72 5 |
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений социально-реабилитационных учреждений |
7 37 100 01 72 5 |
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений |
7 37 100 02 72 5 |
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий |
7 39 410 01 72 4 |
Отходы (мусор) от уборки помещений парикмахерских, салонов красоты, соляриев |
7 39 411 31 72 4 |
Отходы ватных дисков, палочек, салфеток с остатками косметических средств |
7 39 413 11 29 5 |
Отходы волос |
7 39 421 01 72 5 |
Отходы от уборки бань, саун |
7 39 422 11 72 4 |
Отходы от уборки бань, саун, содержащие остатки моющих средств |
В п. 1.3 проекта контракта установлено "Качество, технические характеристики, функциональные характеристики (потребительские свойства), эксплуатационные характеристики поставляемого Товара должны соответствовать требованиям, обеспечивающим безопасность жизни и здоровья потребителей, технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, действующих в отношении данного вида товара, Описания объекта закупки (Технического задания) (Приложение 1 к Контракту), условиям Контракта"
Согласно положениям приказа Минприроды России от 22.05.2017 N 242 Отходы коммунальные твердые имеют коды 7 31 000 00 00 0 и все детализирующие.
Однако согласно вышеуказанному перечню заказчиком установлены помимо Отходов коммунальных твердых следующие виды отходов:
- Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным - 7 33;
- Отходы при предоставлении транспортных услуг населению - 7 34;
- Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам - 7 35;
- Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению - 7 36;
- Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам - 7 37;
- Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению - 7 39;
что является более широким понятием (а именно "отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению"), чем понятие "твердые коммунальные отходы".
Следовательно, Заказчиком при формировании структурированной формы извещения об электронном аукционе в Единой информационной системе в нарушение пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ указан объект закупки, не соответствующий объекту закупки в проекте контракта и описанию объекта закупки в прикрепленных к извещению документах.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Экосистемы" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 5, 7 части 1 статьи 42, пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЭА1, внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона;
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе;
5. Передать уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России материалы по жалобе для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 8 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024