резолютивная часть решения объявлена 04.04.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: - ведущего заседание Комиссии, заместителя руководителя Управления; членов комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления; - ведущего специалиста-эксперта Управления,
в присутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "" (далее - Заявитель) по доверенности., представителя ГБУЗ "Психоневрологический диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) - в отсутствии представителей Акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператора ЭТП),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304200004324000025 "Поставка расходных материалов" (далее - Аукцион, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных
площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
Из содержания жалобы следует, что содержание извещения Аукциона нарушает положения Закона о контрактной системе в части неприменения Заказчиком соответствующей позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, Каталог) в Описании объекта закупки Аукциона (далее - Описание объекта закупки) по позициям N 1, 3 и 4.
Рассмотрев довод Заявителя, указанный в жалобе, письменные пояснения Заказчика, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.02.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Аукцион с начальной (максимальной) ценой контракта 534 566,24 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: 12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В Описании объекта закупки по позициям N 1, 3 и 4 Заказчиком указано цифровое обозначение (код) КТРУ 32.50.13.110-00004572, который в ЕИС имеет следующее описание:
- 349160: Шприц общего назначения/в комплекте с иглой: "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования";
- 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования: "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
Ввиду отсутствия в вышеуказанном описании КТРУ характеристик, относящихся к "саморазрушающимся" шприцам, Заказчик установил следующие дополнительные характеристики:
1) Шприц оснащен поршнем со специальным устройством безопасности или самоблокирования и указание механизма безопасности или самоблокирования в регистрационном удостоверении;
2) Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле;
3) Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Правительством РФ принято постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145).
В пункте 4 Правил N 145 формирования каталога товаров предусмотрено, что формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Правил N 145 информация, предусмотренная подпунктами "б" - "д" пункта 10 названных Правил, включается в каталог уполномоченным органом на основании информации, представляемой в том числе федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение соответствующих информационных систем, а также государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности, региональными информационными системами в сфере закупок, операторами иных информационных систем в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом информация, предусмотренная подпунктом "г" пункта 10 Правил N 145 (информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил), включается в каталог после согласования с Федеральной антимонопольной службой.
На основании подпункта "г" пункта 10, пункта 13 Правил формирования каталога товаров в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ включаются, в том числе потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения; в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил N 145 формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 4 Правил N 145).
При этом Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункта 6 Правил N145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил N145, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил N145 применения КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системы.
Как следует из описания объекта закупки по оспариваемым позициям Заказчик установил следующие дополнительные характеристики товара:
Позиции N1, 3 и 4: "Шприц поршнем со специальным устройством безопасности или самоблокирования и указание механизма безопасности или самоблокирования в регистрационном удостоверении. Исключение повторного забора препарата путем обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца".
Вышеуказанные дополнительные характеристики, в названном КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения", отсутствуют, следовательно Заказчик воспользовался пунктом 5 Правил N145, которое дает ему право устанавливать такую характеристику, вследствие чего возникла обязанность по их обоснованию.
Заказчиком не обосновано, на выполнение каких медицинских манипуляций влияет дополнительная характеристика "указание механизма безопасности или самоблокирования в регистрационном удостоверении".
Отсутствие обоснования дополнительных характеристик товара в извещении, которые отсутствуют в позиции КТРУ, не может являться надлежащим обоснованием, указывающим на необходимость включения каждой из дополнительных характеристик, так как оно отражает исключительно факт недостаточности для Заказчика установленной в КТРУ характеристики, но не обосновывает потребность Заказчика в закупке шприцев с установленными дополнительными характеристиками.
Комиссией установлено, что товар, соответствующий вышеуказанным дополнительным характеристикам в КТРУ присутствует и представлен самостоятельной позицией с цифровым обозначением 32.50.13.110-00018.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, код КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла" имеет следующее описание:
- 262630: Шприц-дозатор для подкожных инъекций/в комплекте с иглой: "Стерильное изделие, состоящее из градуированного цилиндра с поршнем и присоединенной убираемой иглой, предназначенное для использования с целью доставки пациенту точно отмеренной дозы вещества (например, лекарственного средства) путем инъекции. Шприц, как правило, изготавливается из пластика/силикона с антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность легкого перемещения поршня; после использования поршень полностью убирается в цилиндр, что препятствует травмированию иглой и делает изделие более непригодным к использованию. Изделие может называться безопасным шприцем; использовать изделие может как медицинский персонал, так и пациенты. Это изделие для одноразового использования.
Указание кода КТРУ, не соответствующего фактической потребности, наряду с указанием по этому же коду КТРУ дополнительных характеристик в Описание объекта закупки при том обстоятельстве, что есть другой - полностью соответствующий потребности Заказчика код КТРУ - является нарушением положений части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Приведенное обоснование носит формальный характер и не содержит объективной аргументации, доказывающей факт того, что установленные в извещении дополнительные потребительские свойства закупаемого товара действительно необходимы Заказчику для удовлетворения его нужд, а поставка товара с иными характеристиками и свойствами не удовлетворит потребность Заказчика.
Комиссия отмечает, что товар, обусловленный потребностями Заказчика, представлен самостоятельной позицией и имеет описание с присущими ему характеристиками (32.50.13.110-00018).
Заказчиком не раскрыто обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, что свидетельствует о несоблюдении пункта 6 Правил N145 использования КТРУ, и является нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, соответственно, довод жалобы о нарушении положений Закона о контрактной системе в части неприменения Заказчиком соответствующей позиции КТРУ в Описании объекта закупки Аукциона по позициям N 1, 3 и 4 находит свое подтверждение.
Таким образом, действия Заказчика, свидетельствуют о нарушении положений части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
Вместе с тем в адрес Управления поступило дополнение к жалобе, согласно которому описание закупки сформировано под производителей ООО по регистрационному удостоверению N 2020/11665 от 13.08.2020 и ООО по регистрационному удостоверению N2022/16912 от 19.10.2022.
Однако рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Необходимо отметить, что указанный довод не может свидетельствовать о нарушении конкретных статей Закона о контрактной системе, в связи с чем, указанный довод жалобы оставлен без рассмотрения Комиссией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 8 апреля 2024 г. N 007/06/42-296/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024