Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе: Гаева Рамазана Алимовича - ведущего заседание Инспекции, заместителя руководителя Управления; участников инспекции: Жашуева Рамазана Артуровича - ведущего специалиста-эксперта Управления; Долова Адама Барасбиевича ведущего специалиста-эксперта Управления;
в целях осуществления контроля закупок, проводимых в рамках национальных проектов, обращений общества с ограниченной ответственностью "Экодом" (далее- Общество) на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных
органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Государственного казенного учреждения Кабардино-Балкарской Республики "Дирекция по эксплуатации и капитальному строительству объектов природоохранного назначения" (далее- Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме N 0304500000324000002 "Расчистка русла реки Черек в пределах с.п. Аушигер, Черекского муниципального района, КБР" и N0304500000324000003 "Расчистка русла р. Герхожан-Су в пределах г.п. Тырныауз, Эльбрусского муниципального района, КБР" (далее - Конкурсы, Закупки),
Установила:
В целях осуществления контроля закупок, проводимых в рамках национальных проектов, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, а также на основании обращений Общества, Инспекция Управления провела внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика при проведении Конкурсов.
Рассмотрев материалы дела, письменные пояснения, Инспекция пришла к следующим выводам.
13.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - Акционерное общество "ЕЭТП", http://rosseltorg.ru) были размещен открытые конкурсы в электронной форме N 0304500000324000002 "Расчистка русла реки Черек в пределах с.п. Аушигер, Черекского муниципального района, КБР" и N0304500000324000003 "Расчистка русла р. Герхожан-Су в пределах г.п. Тырныауз, Эльбрусского муниципального района, КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 41 519 450,00 руб. и 15 012 900,00 руб. соответственно
Согласно доводам обращений Общества, Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании критериев оценки по Конкурсам.
Исследовав установленные Заказчиком порядки оценки и критерии, а также в результате проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Инспекцией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
На заседании Инспекции установлено, что Заказчиком в Извещениях по обоим Закупкам установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 9 приложения к постановлению Правительства РФ N 2571 при осуществлении закупки, объектом которой является выполнение работ услуг по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, к ее участникам предъявляются дополнительные требования о наличии опыта у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В рассматриваемом Инспекцией случае, объектом закупок в обоих случаях является расчистка русла реки.
При этом указанный вид работ не относится к работам по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, следовательно Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупок в соответствии позицией 9 приложения к постановлению Правительства РФ N 2571.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 4 Постановления N 2571 установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
а) номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
б) выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
в) исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Разделом II Дополнительных требований предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
При этом раздел II Дополнительных требований не содержит такого вида работ как расчистка русла реки.
С учетом вышеизложенного по закупке с ценой более 20 млн. рублей (N0304500000324000002 "Расчистка русла реки Черек в пределах с.п. Аушигер, Черекского муниципального района, КБР") Заказчику надлежало установить требования в соответствии с пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно:
Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта".
По закупке ценой менее 20 млн. рублей (N0304500000324000003 "Расчистка русла р. Герхожан-Су в пределах г.п. Тырныауз, Эльбрусского муниципального района, КБР") Заказчик не должен был устанавливать дополнительных требований в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В силу абзаца 2 подпункта "в" пункта 28 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Инспекция отмечает, что установленный Заказчиком порядок оценки, предусматривающий принятие к оценке видов контрактов аналогичных видам установленным пунктом 9 приложения к постановлению Правительства РФ N 2571, не соответствует пункту 28 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, имеющих опыт непосредственно по расчистке русел рек.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, доводы Заявителя отраженные в обращениях, нашли свое подтверждение.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 6 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер допущенных нарушений, Инспекция приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение часть 6 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Инспекции |
|
Р.А. Гаев |
Участники Инспекции: |
|
|
|
|
Р.А. Жашуев |
|
|
А.Б.Долов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 12 апреля 2024 г. N 007/06/99-320/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2024