Резолютивная часть решения оглашена 04.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 09.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Оптимамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата наркозно-дыхательного (изв. N 0869200000224002618), при дистанционном участии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) Пичуговой Т.В., Паровик А.А., действующих на основании доверенностей от 15.01.2024, от 25.01.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Стратий М.И., Обвинцевой Н.С., действующих на основании доверенностей N 14 от 04.07.2023, N 01 от 19.01.2024;
- представителя ООО "Оптимамед" (далее - заявитель, Общество) Ким О.В., действующего на основании доверенности от 26.03.2024,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 29.03.2024 поступила жалоба ООО "Оптимамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата наркозно-дыхательного (изв. N 0869200000224002618) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 21.03.2024 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 782 500,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.03.2024 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в описании объекта закупки, в отношении закупаемого оборудования, по позиции 1.46 установлено требование о расположении датчиков потока на порте вдоха и выдоха, без учета направленности датчика - с возможностью использования одного и того же датчика как на порте вдоха, так и на порте выдоха.
По мнению заявителя, указанное требование является блокирующим, что, в свою очередь, позволяет предложить к поставке исключительно наркозно-дыхательный аппарат GE 9100c NXT производства General Electric. Указанные действия заказчика нарушают действующее законодательство о контрактной системе, а также могут привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки, описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе.
Требованиям извещения об осуществлении закупки помимо оборудования GE 9100c NXT также соответствует анестезиологическая рабочая станция Atlan A300 производства компании "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА" (Германия).
В доказательство своих доводов заказчиком представлена сравнительная таблица с характеристиками указанных медицинских изделий, а также копия письма ООО "Дрегер", являющегося аффилированной компанией концерна Drger, в том числе Dr
gerwerk AG & Co. KGaA (Германия), Dr
ger Medical International GmbH (Германия), Dr
ger Medical Systems, Inc. (США) и представляющего интересы концерна на территории Российской Федерации (исх. б/н от 14.02.2024), исходя из которого аппараты серии Atlan все модели имеют датчики потока на порте вдоха и выдоха, без учета направленности датчика - с возможностью использования одного и того же датчика как на порте вдоха, так и на порте выдоха.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки содержится наименование и описание объекта закупки (аппарата наркозно-дыхательного).
По мнению заявителя, заказчиком в описании объекта закупки, в отношении закупаемого оборудования, по позиции 1.46 установлено блокирующее требование о расположении датчиков потока на порте вдоха и выдоха, без учета направленности датчика - с возможностью использования одного и того же датчика как на порте вдоха, так и на порте выдоха, что, в свою очередь, позволяет предложить к поставке исключительно наркозно-дыхательный аппарат GE 9100c NXT производства General Electric.
При этом, заявитель на заседании Комиссии сослался на невозможность формирования сравнительной таблицы с характеристиками медицинских изделий, поскольку в инструкциях не отражается показатель расположения датчиков потока на порте вдоха и выдоха, без учета направленности датчика - с возможностью использования одного и того же датчика как на порте вдоха, так и на порте выдоха.
В соответствии с пояснениями представителей заказчика датчики потока в ИВЛ - это один из важнейших компонентов контроля для проведения адекватного и безопасного управляемого дыхания пациента. Когда вентиляция неадекватна, по различным причинам (разгерметизация/обтурация дыхательного контура, повреждение самих легких, поломка пневматической части аппарата и т.д.) датчики контроля быстрее реагируют на неисправность, нежели клинические проявления состояния здоровья пациента. В это время врач должен оперативно и как можно скорее наладить работу дыхания. Не всегда механические повреждения дыхательного контура (герметичность) видны сразу и невооруженным глазом. Кроме того, датчики также могут выйти из строя. Наличие универсальных (взаимозаменяемых, без учета направления потока) датчиков для вдоха и выдоха позволяют в считанные секунды поменять их местами и исключить выход из строя одного из них, что существенно экономит время для принятия правильного решения.
Также заказчиком указано на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки, помимо оборудования GE 9100c NXT, анестезиологической рабочей станции Atlan A300 производства компании "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА" (Германия).
В доказательство своих доводов заказчиком представлена сравнительная таблица с характеристиками указанных медицинских изделий, а также копия письма ООО "Дрегер", являющегося аффилированной компанией концерна Drger, в том числе Dr
gerwerk AG & Co. KGaA (Германия), Dr
ger Medical International GmbH (Германия), Dr
ger Medical Systems, Inc. (США) и представляющего интересы концерна на территории Российской Федерации (исх. б/н от 14.02.2024), исходя из которого аппараты серии Atlan все модели имеют датчики потока на порте вдоха и выдоха, без учета направленности датчика - с возможностью использования одного и того же датчика как на порте вдоха, так и на порте выдоха.
В данном случае, требования к закупаемому товару установлены с учетом объективной потребности заказчика. В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о соответствии требованиям извещения об осуществлении закупки анестезиологической рабочей станции Atlan A300 производства компании "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА" (Германия).
При этом, Комиссия отмечает, что в силу действующего законодательства о контрактной системе бремя доказывания возложено на заявителя.
Заявителем в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о несоответствии требованиям извещения анестезиологической рабочей станции Atlan A300 производства компании "Дрегерверк АГ унд Ко. КГаА" (Германия), а также достаточные доказательства, свидетельствующие о безосновательном установлении заказчиком требований к товару и об ограничении конкуренции.
С учетом изложенного, а также с учетом того, что законодательством о контрактной системе установлен пресекательный срок рассмотрения жалобы (5 дней), Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения действующего законодательства о контрактной системе.
Более того, как следует из материалов дела, на участие в рассматриваемой закупке подано две заявки, которые признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения. При этом, заявитель участвовал в рассматриваемой закупке, в составе заявки к поставке предложил оборудование GE 9100c NXT. Соответственно, право заявителя на участие в закупке не ограничено.
Таким образом, доводы жалобы заявителя являются необоснованными.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Оптимамед" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата наркозно-дыхательного (изв. N 0869200000224002618) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 9 апреля 2024 г. N 074/06/106-759/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024