Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова" МЗ КК, в отсутствие представителей ООО "МПК "Елец", рассмотрев жалобу ООО "МПК "Елец" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N0318300163424000261) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в "Описание объекта закупки" по позициям 9 и 10 установлено требование о поставке шприцев, соответствующих товару конкретного производителя.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Выселковская центральная районная больница имени заслуженного врача РФ В.Ф. Долгополова" МЗ КК "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300163424000261).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 999,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позициям 9 и 10 требуются к поставке следующие товары :
9 |
Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла |
32.50.13.110-00061 |
описание |
"Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций. Механизм предотвращения повторного использования автоматически блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего на него невозможно будет нажать снова (например, из-за зазубрин, крючка или выступа на поршне или колец на цилиндре) или он может разрушать шприц после полного нажатия поршня, что препятсвует повторному использования изделия. Это изделие для одноразового использования." |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
|
Тип шприца |
3-х компонентный |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
|
|||
Объем |
|
Кубический сантиметр;^миллилитр |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В соответствии с КТРУ |
|||
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке |
наличие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|||
Цилиндр абсолютно прозрачен |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
|||
Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для предотвращения истирания шкалы до момента использования |
|||
Игла интегрирована в корпус |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
обеспечивается полное введение дозы препарата |
|||
Длина иглы |
|
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||
Внешний диаметр иглы |
|
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||
Тип упаковки: стерильная, апирогенная |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для защиты пациентов |
10 |
Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла |
32.50.13.110-00061 |
описание |
"Стерильное изделие, состоящее из прозрачного цилиндра с поршнем и встроенным механизмом предотвращения повторного использования, на дистальном конце изделия расположена фиксированная игла; изделие предназначено для использования с целью восстановления/введения вакцин и предотвращения инфекций. Механизм предотвращения повторного использования автоматически блокирует поршень, на который уже однажды нажали, в результате чего на него невозможно будет нажать снова (например, из-за зазубрин, крючка или выступа на поршне или колец на цилиндре) или он может разрушать шприц после полного нажатия поршня, что препятсвует повторному использования изделия. Это изделие для одноразового использования." |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
|
Тип шприца |
3-х компонентный |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
|
|||
Объем |
|
Кубический сантиметр;^миллилитр |
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
В соответствии с КТРУ |
|||
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке |
наличие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|||
Цилиндр абсолютно прозрачен |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
|||
Шкала на цилиндре нанесена несмываемой краской |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для предотвращения истирания шкалы до момента использования |
|||
Игла интегрирована в корпус |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
обеспечивается полное введение дозы препарата |
|||
Длина иглы |
|
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||
Внешний диаметр иглы |
|
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Для максимально безболезненного введения лекарственных средств. |
|||
Тип упаковки: стерильная, апирогенная |
соответствие |
|
значение характеристики не может изменяться участником закупкиз |
для защиты пациентов |
Заявитель указывает, что "Описание объекта закупки" по позиции 9 и 10 содержит параметры, необоснованно ограничивающие количество участников закупки в части установления дополнительных характеристик, соответствующих требованиям продукции единственного производителя ООО "Парамед Консалтинг".
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчику по позиции 9 и 10 требуется к поставке "Шприц для вакцинации с механизмом предотвращения повторного использования/игла" (КТРУ 32.50.13.110-00061). Данная позиция имеет обязательные для применения характеристики, установленные Заказчиком в Описании объекта закупки: объем 0,05 и
0,1, длина иглы
10 и
60, внешний диаметр иглы
0,25 и
0,9.
С учетом п.5и п.6 Правил Заказчиком указаны дополнительные требования и приведено обоснование их использования, а именно:
- "Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается информацией на упаковке" - для снижения риска возникновения аллергических реакций, "Игла интегрирована в корпус" - обеспечивается полное введение дозы препарата.
Таким образом, описание объекта закупки составлено с учетом КТРУ и п.6 Правил. При установлении дополнительных характеристик Заказчик руководствовался положениями стандартизации ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению".
ГОСТ устанавливает минимальные требования к качеству товара, без соблюдения которых изделие будет непригодно для использования по назначению. При этом, ГОСТом не запрещено производство товара с улучшенными потребительскими свойствами.
Формируя требования к техническим характеристикам товара, Заказчик опирался не только на функциональные характеристики товара, но и на безопасность их использования медицинским персоналом в процессе выполнения медицинских манипуляций пациентам. Заказчик предпринимает максимальные меры защиты медперсонала и пациентов от травмирования и инфицирования опасными гемоконтактными инфекциями во время и после процедуры.
Заказчик пояснил, что для обеспечения безопасных условий труда медицинского персонала рекомендуется использовать неразборные самоблокирующиеся шприцы, повторное применение которых технически невозможно. Защитные колпачки, системы саморазрушения, пружинные механизмы и другие технические решения позволяют максимально защитить персонал в инфицированном поле (СПИД, ВИЧ, Гепатиты) от заражения и полностью исключают режим повторного использования.
Таким образом, Заказчик при описании объекта Закупки, вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Заявитель также указывает, что установленные Заказчиком в разделе "Описание объекта закупки" характеристики соответствуют товарам импортного производства, при этом отечественные производители не изготавливают шприцы со встроенным защитным колпачком, в связи с чем, реализация установленного ограничения по Постановлению N102 невозможна.
Из пояснений Заказчика следует, что Закупаемый Заказчиком товар не является уникальным, на российском рынке медицинских товаров имеет свободное обращение, зарегистрирован в установленном порядке. Так , на отечественном и зарубежном рынке имеются не менее двух производителей товара с характеристиками, отвечающими потребностям Заказчика:
- ООО "Фогт Медикаль" ( от 31.05.2016 NРЗН 2016/1464);
- ООО"Парамед Консалтинг" ( РУ NРЗН2022/18223 от 08.09.2022).
При этом, положения Постановления N102 являются мерами ограничительного характера , в связи с чем, участие в закупке, заключение контракта, возможно для поставщиков как отечественного, так и зарубежного рынка.
При описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя. Заказчиком указаны только необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара,
Предметом закупки является поставка медицинских изделий, а не их производство. В соответствии с действующим законодательством РФ такой деятельностью может заниматься любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
При этом, Заявитель не представил доказательства соответствия установленных в Описании объекта закупки характеристик конкретному производителю.
Таким образом, описание объекта закупки не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК "Елец" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300163424000261).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 апреля 2024 г. N 305/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024