Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Стрела" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ Новороссийский клинический центр ФМБА России при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинского оборудования - система эндоскопической визуализации (код ОКПД2 - 26.60.12.119)" (извещение N 0358100011224000040) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в "Описании объекта закупки" при описании "Системы эндоскопической визуализации" установлены требования, которые в совокупности всех установленных характеристик товара, определяют соответствие эндоскопической системы только одного производителя Pentax (видеоколоноскоп EC-3890LK, видеограстроскоп EG29-i10, видеобронхоскоп EB15-J10, видеопроцессор EPK-i7010). Заказчиком допущено разночтение в извещении и проекте контракта в части размера обеспечения гарантийных обязательств.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.03.2024 г. Заказчиком - ФГБУЗ Новороссийский клинический центр ФМБА России размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка медицинского оборудования - система эндоскопической визуализации (код ОКПД2 - 26.60.12.119)" (извещение N 0358100011224000040).
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 896 000,00 руб.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Приложение N 2 Описание объекта закупки" содержит требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Требование к наименованиям товарных знаков поставляемых товаров в описании объекта закупки не установлено, информация о товарных знаках в описании объекта закупки отсутствует.
Согласно "Приложению N 2 Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке "Система эндоскопической визуализации" Код ОКПД2**/КТРУ 26.60.12.119-00000374.
Заявитель указывает, что Заказчиком в "Описании объекта закупки" при описании "Системы эндоскопической визуализации" по позициям: "Видеобронхоскоп" в пункте 3.8 установлена характеристика "общая длина, мм 875" и "Монитор эндоскопический" в пункте 7.8 основные характеристики установлено "Защита ЖК-панели из специального стекла, устойчивого к царапинам - наличие...", которые не имеют клинического обоснования и соответствуют оборудованию одного производителя: Pentax (монитор Radiance Ultra под маркой Pentax).
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в требованиях технического задания описан товар, необходимый Заказчику для выполнения поставленных задач в лечебной работе. При составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался, в том числе действующими специализированными Национальными стандартами и нормативно-правовыми актами, регламентирующими эксплуатацию эндоскопического оборудования, а именно: "ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок".
Требования к общей длине Видеобронхоскопа меньше или равно 875 мм соответствует вышеуказанному ГОСТ.
На момент формировании "Описания объекта закупки" на рынке представлено оборудование как минимум двух разных производителей которое по своим характеристикам соответствует потребностям Заказчика. "Описание объекта закупки" сформировано Заказчиком так, что оборудование двух торговых марок, полностью соответствует как по каждому показателю, так и по совокупности всех характеристик, в том числе характеристика, установленная в позиции "Видеобронхоскоп" пункт 3.8 "Общая длина, мм 875".
Заказчиком на рассмотрение Комиссии Краснодарского УФАС представлены следующие документы:
- Руководство по эксплуатации БРОНХОВИДЕОСКОПОВ OLYMPUS BF- Р150, BF-1T150, в котором в разделе 2.3 Технические характеристики показатель общая длинна БРОНХОВИДЕОСКОПОВ OLYMPUS BF-P150, BF-1Т150 составляет 870 мм;
- Регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3464 от 04 марта 2022 года которое подтверждает Бронховидеоскопы OLYMPUS BF-P150, BF-1T150 зарегистрированы на территории Российской федерации ка медицинское изделие (лист 18 пункт 16 и лист 19 пункт 17 приложения к РУ);
Таблицу, содержащую сравнительный анализ конкретных моделей медицинского оборудования двух разных производителей, сформированный Заказчиком с целью составления описания объекта закупки, в котором приведена, длина Видеобронхоскопов разных моделей двух разный производителей длинной 875 и 870 мм.
Таким образом, совокупности установленных требований в "Описании объекта закупки" (по позиции "Видеобронхоскоп" в пункте 3.8 установлена характеристика "общая длина, мм 875"), согласно Руководства по эксплуатации Бронховидеоскоп BF-Р150; BF-1T150 OLYMPUS (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3464 от 04.03.2022), соответствуют модели двух производителей, а именно: "Олимпас Медикал Системе Корп." и "ХОЯ Корпорейшн".
Также Заявитель в своей жалобе указывает, что у Бронховидеоскопа "Олимпас Медикал Системе Корп." отсутствует "Специальный разъем (заземления) на эндоскопе для работы с электрохирургическим инструментарием", однако такое требование к предполагаемому к поставке Видеобронхоскопу не содержится в действующей редакции "Описания объекта закупки".
Из пояснений Заказчика следует, что по пункту 7.8. "Описания объекта закупки" "Защита ЖК-панели из специального стекла, устойчивого к царапинам - наличие" соответствует товар двух производителей, а именно: "Шеньчжень Беакон Дисплей Технолоджи Ко., Лтд." и "Radiance", что подтверждает официальное письмо завода-производителя монитора Беакон (регистрационное удостоверение N РЗН 2022/17702 от 21.12.2022).
Ограничение количества участников закупки и нарушение принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемому медицинскому оборудованию не установлены.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с потребностями медучреждения, с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены. Указанный довод необоснован.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчиком допущено разночтение в извещении и проекте контракта в части размера обеспечения гарантийных обязательств.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно информации, размещенной в ЕИС по настоящей закупке:
- начальная (максимальная) цена контракта - 23 896 000,00 руб.
- требования к участникам: "Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ".
Согласно п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
В файле "Приложение N 3 к извещению Проект Контракта поставки ОБОРУДОВАНИЯ" Заказчиком установлено: "12.1. Поставщик обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств по Контракту в размере 1% от цены контракта, что составляет ________ рублей (_____ рублей ___ копеек) на момент подписания документа о приемке Оборудования".
Однако, в извещении указан иной порядок определения суммы гарантийных обязательств: "Размер обеспечения гарантийных обязательств 238 960.00 Российский рубль".
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стрела" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУЗ Новороссийский клинический центр ФМБА России нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0358100011224000040).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 апреля 2024 г. N 303/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024