Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Экодом" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" при проведении электронного аукциона: "Услуги по организации питания" (извещение N 0818400001324000027) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком не установлены дополнительные требования, предусмотренные поз.33 Раздела 3 ПП РФ N2571, также Заказчиком ненадлежащем образом установлены сроки исполнения контракта в извещении и проекте контракта.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" проводилась закупка: "Услуги по организации питания" (извещение N 0818400001324000027).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 731 250,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. (ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе).
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке).
В извещении электронного аукциона установлено:
Преимущества и требования к участникам |
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
3 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера |
Ограничения |
Не установлены |
Согласно п.а) ч.1 ПП N2571 Правительство Российской Федерации установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В силу подп.а) ч.3 ПП N2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Согласно Разделу III. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям:
33. |
Услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления |
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров |
Предметом закупки является: "Услуги по организации питания", начальная (максимальная) цена контракта - 3 731 250,00 руб.
Согласно позиции Минфина России в отношении применения дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющихся приложением к Постановлению N 2571 (пункт 6 информационного письма Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138):
Пункт 6.1. в Приложении к Постановлению N 2571 дополнительные требования к участникам закупки установлены в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг и сгруппированы в разделы сферы закупаемых товаров, работ, услуг.
Абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиция Приложения к Постановлению N 2571 применяется в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки".
Вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению N 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.
В связи с чем, неустановление дополнительных требований к участникам противоречит ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены сроки исполнения контракта, а именно: в извещении и проекте контракта сроки исполнения контракта и выполнения работ совпадают, при этом приемка выполненных работ и оплата происходят уже после выполнения работ.
В соответствии с п.8) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Письмом от 12.05.2022 N24-07-07/43394 Министерство финансов РФ разъяснило о сроке исполнения контракта. Согласно данным разъяснениям указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, а также оплату заказчиком поставщику поставленного товара.
В извещении дата окончания срока исполнения контракта - 31.12.2024 г.
В "Техническом задании" установлено: срок оказания услуг: от даты заключения контракта до 31.12.2024 г.
В п.3.6 проекта контракта установлено:
3.6. Исполнитель не позднее 5 (пяти) рабочих дней месяца, следующего за отчетным, формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
- идентификационный код закупки, наименование и место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуг, единицу измерения, указанные в Контракте;
- информацию об Исполнителе. Если контракт заключается с юридическим лицом, приводятся полное и сокращенное (при наличии) наименование, ИНН (аналог ИНН в установленных случаях), КПП, адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона. Если контракт заключается с физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве ИП, указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), ИНН (аналог ИНН в установленных случаях), место жительства, адрес электронной почты, номер контактного телефона;
- наименование и количество оказанных за отчетный период услуг;
- стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, с указанием цены за единицу;
- иную информацию с учетом требований, установленных Правительством РФ.
К документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. Если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации в документе о приемке, приоритет имеет информация в документе о приемке.
В случае, если отчетным месяцем является декабрь (IV квартал 2024 года), структурированный документ о приемке должен быть предоставлен Заказчику в срок до 13.12.2024.
В п.3.7 проекта контракта установлено, что приемка Услуг включает в себя следующее:
- проверку количества оказанных за отчетный период услуг на соответствие с условиями Контракта;
- проверку наличия необходимых документов;
- проверку полноты и правильности оформления документов в соответствии с условиями Контракта;
В пунктах 3.8-3.12 проекта контракта установлено:
3.8. Для проверки представленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных Контрактом, в части соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Если Заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников Заказчика, является подписанный в ЕИС документ о приемке.
3.9. Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов условиям Контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке результатов оказанной услуги и устранено Исполнителем.
3.10. Приемка осуществляется приемочной комиссией Заказчика в течение не более 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке.
Члены приемочной комиссии Заказчика подписывают усиленными квалифицированными электронными подписями поступивший документ о приемке либо мотивированный отказ от подписания документа о приемке, сформированный ими в ЕИС, с указанием причин такого отказа.
3.11. После осуществления приемочной комиссией действий, указанных в п. 3.7. Контракта, Заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает его в ЕИС.
3.12. Исполнитель в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке может устранить причины, указанные в таком отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном п. 3.6. Контракта.
Согласно ч.5 ст.94 Закона о контрактной системе для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Вместе с тем, Заказчиком в расчет срока исполнения контракта не включен срок при мотивированным отказе о приемке и срок устранения недостатков.
Таким образом, Заказчиком срок исполнения контракта по указанной закупке указан некорректно.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2024 NИЭА1 победителем закупки признан ИП Михайлов С.А.
Согласно сведениям из сети "Интернет" установлено, что у Победителя закупки имеется соответствующий опыт для исполнения контракта предусмотренный поз.33 ПП РФ 2571. У заявителя ООО "Экодом" соответствующий опыт отсутствует согласно сведениям ЕИС.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экодом" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика- ФГКУ "Южный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России" нарушение ч.3 ст.7, ч.2, ч.4 ст.31, п.8) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.В связи с тем, что указанное нарушение на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияло, предписание не выдавать.
4.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818400001324000027).
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 9 апреля 2024 г. N 336/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024