Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница N1 имени профессора С.В. Очаповского" МЗ КК - Кужильной Ю.В., в присутствии по ВКС представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" - Вершковой Т.Г., в присутствии представителя ООО "Порт Системс" - Мальцева С.П., рассмотрев жалобу ООО "Портс Системс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница N1 имени профессора С.В. Очаповского" МЗ КК, Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные)" (извещение N 0818500000824002377) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика, Уполномоченного учреждения предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные)" (извещение N0818500000824002377).
Заказчик - ГБУЗ "Научно-исследовательский институт - краевая клиническая больница N1 имени профессора С.В. Очаповского" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 13 142 880,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позициям 19-24 требуются к поставке следующие товары :
19 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000008 |
Длина перчаток |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Манжета перчатки с валиком |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Перчатка двухслойная, двухцветная |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Размер S |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Текстурный рисунок в области пальцев |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
20 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000008 |
Длина перчаток |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Манжета перчатки с валиком |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Перчатка двухслойная, двухцветная |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Размер M |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Текстурный рисунок в области пальцев |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
21 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000008 |
Длина перчаток |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Манжета перчатки с валиком |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Перчатка двухслойная, двухцветная |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Размер L |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Текстурный рисунок в области пальцев |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
22 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000008 |
Длина перчаток |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Манжета перчатки с валиком |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Перчатка двухслойная, двухцветная |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Содержит противовоспалительный компонент на основе Алое Вера |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Размер S |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
23 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000008 |
Длина перчаток |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Манжета перчатки с валиком |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Перчатка двухслойная, двухцветная |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Содержит противовоспалительный компонент на основе Алое Вера |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Размер M |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
24 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000008 |
Длина перчаток |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Манжета перчатки с валиком |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Одинарная толщина (в области пальцев) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||
Перчатка двухслойная, двухцветная |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Содержит противовоспалительный компонент на основе Алое Вера |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Перчатки устойчивы к проникновению переносимых с кровью патогенов |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Размер L |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||
Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
По позициям 19-24 установлен код КТРУ/ОКПД 2 /22.19.60.119-00000008/22.19.60.119 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные"/ "Перчатки резиновые прочие".
В соответствии с письмом Минфина России от 24 января 2022 г. N 24-03-08/4090 : "В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога. Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются."
Ввиду отсутствия в разделе "Описание товара, работы, услуги" КТРУ информации о характеристиках товара, работы, услуги, заказчик сформировал извещение о проведении аукциона в электронной форме с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 Правил, а также правил, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в "Описании объекта закупки" установлены требования: "Текстурный рисунок по всей поверхности перчаток", "Содержит противовоспалительный компонент на основе Алое Вера", "Перчатка двухслойная, двухцветная", "Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока", которые, по мнению Заявителя, соответствуют товару конкретного производителя . При этом, в части характеристики ""Перчатка двухслойная, двухцветная" требуемый к поставке товар отсутствует в свободном обращении.
Заказчик пояснил, что потребность в перчатках с определенными функциональными характеристиками и соответствующими им техническими характеристиками продиктована спецификой лечебного процессе, разнообразием проводимых манипуляций, целями обеспечения максимальной защиты медицинского персонала и пациентов.
Требование к полимерному покрытию предусмотрено ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые".
В разделе 4 "Материалы" ГОСТ Р 52239-2004 указано, что перчатки изготавливают из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Также, согласно п. 4.2. Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16: "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - Рекомендации): перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:
- выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток.
В пункте 3.4 Рекомендаций в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на: опудренные, неопудренные, обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.)
Следовательно, возможность наличия различных компонентов в составе медицинских перчаток, прямо предусмотрена действующим государственным стандартом и методическим рекомендациями при соответствующем обосновании установленных требований.
Кроме того, потребность в использовании перчаток с абсорбирующим покрытием и покрытием, содержащим противовоспалительные и регенеративные компоненты, которые включают Алое Вера, обусловлено проведением длительных манипуляций или лабораторных исследований, в результате которых происходит выделение перчаточного сока, являющегося питательной средой для бактерий и является основанием для проявления интертригенозного дерматита (зуд, раздражение , покраснение) кожи рук медицинского персонала. Перчатки без соответствующих компонентов могут нанести вред коже рук персонала.
Поэтому требуемые к поставке медицинские изделия должны содержать в своем составе компоненты, способные оказывать противовоспалительное воздействие на кожу рук персонала в процессе рабочей смены.
Заявитель указывает, что "двухцветные" перчатки отсутствуют в свободном обращении.
При этом, РФ ГОСТ Р 52239-2004 не содержит запретов на производство и изготовление перчаток разной цветовой гаммы.
Медицинские перчатки предназначены для защиты кожи рук специалиста и минимизирования риска распространения инфекции. Цвет перчатки функционально связан с особенностями проведения медицинских манипуляций.
В соответствии с п. 2 .5 Рекомендаций современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможного целевого применения.
Заказчику требуется перчатка "двухслойная, двухцветная". Перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что обусловлено частотой возникновения производственных дефектов, обнаруженных при надевании, а также при разрыве и проколе в процессе использования перчаток.
Указанные перчатки имеют преимущество в возможности визуализации и контроля повреждения перчаток. Так, два цвета перчатки в таких условиях позволяют визуально идентифицировать повреждение перчаток при проколе или повреждении внешнего слоя. При этом, деформация второго слоя будет отличаться от внешнего, в связи с чем, в зоне повреждения перчатки нижний слой чаще всего выступает за края поврежденного верхнего слоя, которые отличается по цвету, в результате чего, обеспечивается визуализация повреждения.
Положениz Рекомендаций прямо указывают на то, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойств. Такими требованиями, обеспечивающими их потребительские свойства, среди прочих, являются удобство и комфорт их применения.
Заказчиком установлены требования к функциональным техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, являющимся существенными для Заказчика.
ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания.
Таким образом, государственным стандартом предусмотрена поверхность с текстурным рисунком. При этом, производители предлагают различные варианты исполнения текстурного рисунка.
Согласно пункту 3.5. МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1 Медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность.
Таким образом, методические рекомендации также предусматривают производство и применение перчаток с текстурной поверхностью.
Заказчик пояснил, что перчатки с запрашиваемыми характеристиками выпускаются различными производителями: ФСЗ 2011/10956 от 23.09.2020 г. производитель "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк.", США, ФСЗ 2009/05620 от 31.12.2009 г. производитель "ТЖ Медикал Сдн. Бхд", Малайзия, РЗН 2019/8115 от 12.02.2019 г. производитель "пиТи Медисэйф Текнолоджис", Индонезия.
Таким образом, Заказчик при описании объекта pакупки вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
При этом, Заявитель не предоставил доказательства указания характеристик, соответствующих единственному производителю.
Кроме того, в составе жалобы не представлены документы, которые бы свидетельствовала об отсутствии требуемого товара на рынке.
Таким образом, описание объекта закупки составлено в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Порт Системс" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0818500000824002377).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 8 апреля 2024 г. N 340/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024