Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
Рассмотрев направленное заказчиком - МКУ "Центр по обеспечению жизнедеятельности КМНС Тазовского района"" обращение по факту уклонения победителя электронного аукциона ИП Ходункова О.И. от заключения контракта на поставку мини-электростанций для Антипаютинской тундры, начальная (максимальная) цена контракта 1 198 080, 00 рублей, (извещение по закупке N 0190300000724000141), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
По данным единой информационной системы:
15.03.2024 - размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 для закупки N0190300000724000141.
19.03.2024 - размещен проект контракта.
26.03.2024 - регламентированный срок для подписания контракта участником.
04.04.2024 - размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта для закупки от 27.03.2024.
Из письменного пояснения участника закупки следует, что в рамках подготовки к подписанию проекта контракта, участник заключил договор с банком на предоставление независимой гарантии об обеспечении исполнения контракта. Независимая гарантия была выпущена банком только 26.03.2024.
26.03.2024 при подписании контракта возникли проблемы с электронно-цифровым ключом (ЭЦП).
По факту обращения на горячую линию организации, выдававшей ЭЦП, была оформлена заявка на проведение соответствующей проверки.
Согласно акту проверки работоспособности ЭЦП от 27.04.2024, ЭЦП не осуществляет интеграцию с электронной торговой площадкой и ЕИС по причине выхода из строя.
27.03.2024 участник сообщил о совершенных им действиях по проверке ЭЦП заказчику, и попросил продлить срок подписания контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта.
По смыслу части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки информации и документов, предусмотренных частью 3 указанной статьи, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее следующего одного рабочего дня, подписывает усиленной электронной подписью проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В случае. невыполнения участником закупки требований, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник признается уклонившимся от заключения контракта на основании части 6 статьи 51 вышеуказанного закона.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам:
Вопросы включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, в том числе, уклонившихся от заключения контрактов:
Постановлением Правительством Российской Федерации N 1078 от 30 июня 2021 года утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Комиссия принимает во внимание представленный участником акт проверки носителя ключевой информации, подтверждающий его неработоспособность, а также сведения по ранее заключенным контрактам, подтверждающие добросовестность участника.
Представленные участником. пояснения и сведения свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта.
Таким образом, Комиссия полагает, что участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по нему.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Принимая во внимание отсутствие ущерба, причиненного заказчику, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения такой меры ответственности как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
В тоже время, Комиссия предупреждает, что, участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, победителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 51 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Ходунков О.И по обращению МКУ "Центр по обеспечению жизнедеятельности КМНС Тазовского района" по факту уклонения победителя электронного аукциона. от заключения контракта на поставку мини-электростанций для Антипаютинской тундры, начальная (максимальная) цена контракта 1 198 080, 00 рублей, (извещение по закупке N 0190300000724000141) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 апреля 2024 г. N 089/10/104-230/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2024