Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
ведущий специалист отдела контроля закупок - Хлебников М.В.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Уполномоченное учреждение: ГКУ РБ Республиканский центр торгов
- в присутствии представителя.
Заказчик: ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Южно-Уральский центр снабжения"
- в присутствии представителя
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Южно-Уральский центр снабжения" (вх. 5339/24 от 04.04.2024) на действия ГКУ Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения РБ при определении поставщика путем проведения закупки N0801500001124000574.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0801500001124000574.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель в жалобе указал, что Заказчик не применил код КТРУ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В п. 7 Правил указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Заказчиком выбран код ОКПД2 26.60.12.111 "Электрокардиографы".
Заказчик в возражении указал, что поскольку целью проведения закупки является наиболее полное обеспечение заказчика необходимым товаром с требующимися для осуществления деятельности характеристиками, нельзя считать Заказчика обязанным в любом случае указывать в аукционной документации код КТРУ, в том числе при несовпадении характеристик товара в каталоге и необходимого к приобретению.
Такого рода обязание противоречит цели закупки, проводимой в соответствии с положениями Закона о контрактной системе - для обеспечения исполняемых функций в сфере здравоохранения.
Указанная позиция Заказчика подтверждается:
- Решением Арбитражного суда Курганской области, вступившим в законную силу, дело N А34-8612/2020;
- Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.08.2021 N Ф01- 3483/2021 по делу N А29-11764/2020).
При этом Заказчик, при осуществлении закупки несет, в том числе, ответственность, предусмотренную Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья Граждан в Российской Федерации" и не имеет права не учитывать технические характеристики, необходимые получателям товара.
При таких обстоятельствах, в отсутствие в позиции кода КТРУ необходимых Заказчику технических характеристик, возможно указание дополнительных характеристик, необходимых Заказчику.
Согласно пояснениям Заказчика, Заказчику требуется 6-канальный прибор (другие приборы не подходят по стандарту оснащения ФАПов, Приложение N 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н), объекту закупки удовлетворяют только позиции КТРУ 26.60.12.111-00000022 и 26.60.12.111-00000023. Однако, данные позиции КТРУ содержат недостаточное количество характеристик, которые ограничивают возможности Заказчика в закупке высококлассного оборудования, позволяющего улучшить качество медицинского обслуживания населения и снизить уровень смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Позиции КТРУ 26.60.12.111-00000022 и 26.60.12.111-00000023 не позволяют включить в описание объекта закупки следующие характеристики, необходимые в клинической практике:
- Частота дискретизации цифровой записи ЭКГ и Разрядность аналого-цифрового преобразователя кардиоусилителя: данные характеристики влияют на качество оцифровки ЭКГ и точность ее отображения на экране прибора, что напрямую влияет на качество постановки диагноза;
- Автоматическая стабилизация изолинии при регистрации сигнала ЭКГ и выключенной цифровой фильтрации ускоряет регистрацию ЭКГ при сильных артефактах, например, при отсоединения электрода, за счет быстрой стабилизации ЭКГ сигнала после устранения артефакта;
- Количество режимов записи ЭКГ (не менее 3) расширяет функциональные возможности оборудования и позволяет осуществлять поиск и диагностику отклонений от нормальной ЭКГ;
- Непрерывная запись ЭКГ с остановкой по выбору пользователя для визуального обнаружения пароксизмальных аритмий и иных патологий, не проявляющихся постоянно;
- Передача цифровых файлов с ЭКГ позволяет проводить дистанционный врачебный анализ через различные каналы связи;
- Совместимость с Модульной системой для регистрации и дистанционной передачи ЭКГ "EASY ECG", используемой Заказчиком позволяет отправлять электрокардиограммы непосредственно из ФАП на рабочие места с ПО Easy ECG "Эксперт" для дистанционного врачебного анализа ЭКГ в ЦРБ, Региональные окружные консультационные центры и ГБУЗ РКЦ, что ускоряет процесс постановки диагноза. Таким образом, очевидно, что в Каталоге товаров, работ и услуг отсутствует код, в полной мере удовлетворяющий закупаемому оборудованию и требованиям заказчика. В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44- ФЗ. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
На заседании комиссии установлено, что Заказчик не применил код КТРУ в связи с тем, что в Каталоге отсутствуют соответствующие позиции, удовлетворяющие потребность Заказчик в полном объеме. Таким образом, установил код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и составил описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе. Также Заказчиком указаны ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указал, что под совокупность требований Технического задания соответствует товар единственного производителя - компьютерный телемедицинский электрокардиограф Easy ECG ATEC Медика.
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При описании объекта закупки у Заказчика имелись 3 коммерческих предложения от компаний, подтвердивших возможность поставки оборудования с указанием 3 производителей аналогичного оборудования с подходящими Заказчику техническими характеристиками.
1. ООО "Лабдилер" - Комплекс аппаратуры для передачи электрокардиограмм по телефону "ДИОКС-02-ЭКГ". Россия. ФСР 2010/08425 от 25.07.2022:
2. ООО "Медоптсервис" - Модульная система для регистрации и дистанционной передачи ЭКГ "EASY ECG" по ТУ 9441-001-42447560-2012 в составе: 1.1.6. Электрокардиограф многоканальный с автоматическим режимом переносной ЭК12ТМ "Альтон" по ТУ 9441-101-14154244-2013, вариант исполнения "АЛЬТОН-106". Россия. РЗН 2013/1216 от 24.11.2021 г.:
3. ООО "Медтехника" РБ - Электрокардиограф 3-6-12 канальный с регистрацией ЭКГ в ручном и автоматическом режимах ЭК12Т-01-"Р-Д" по ТУ 2660-005-24149103-2018 Вариант исполнения ЭК12Т-01-"Р-Д"/141. Россия. ФСР 2012/14015 от 04.12.2018.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заявитель документы, доказательства, подтверждающие доводы жалобы, не представил.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЮУРЦС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Хлебников М.В.
Шайхуллин В.Э.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Шайхуллин В.Э.
тел.(347)2163354, 002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 9 апреля 2024 г. N ТО002/06/106-633/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2024