Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика:
от Уполномоченного органа:
от Заявителя:
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3807-ИП/24 от 29.03.2024) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на поставку образовательных наборов для создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Современная школа", в рамках государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 13.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 36 900 907,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявки победителя по результатам электронного аукциона.
Заявитель считает, что заявка победителя содержит недостоверные сведения, которые не соответствуют требованиям извещения об электронном аукционе.
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте ЕИС, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно описанию объекта закупки предметом закупки является поставка образовательных наборов для создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Современная школа", в рамках государственной программы Ленинградской области "Современное образование Ленинградской области".
Описанием объекта закупки предусмотрены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара (показателям товара).
Из материалов дела следует, что на участие в аукциона подано 3 заявки.
В ходе аукциона, участники, при НМЦК в 36 900 907,00 рублей, сделали следующие ценовые предложения
Заявка N 42 - 35 978 384,30 рублей;
Заявка N 40 - 36 162 888,84 рублей;
Заявка N 41 - предложения цены не делала.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 г. заявка N 42 была признана соответствующей требованиям извещения и стала победителем закупки.
Заявитель (заявка N 40) оспаривает сведения, представленные в заявке победителя закупки (заявка N 42) в отношении следующих требований к характеристикам поставляемого товара:
Наименование характеристики |
Инструкция по заполнению характеристики в заявке |
Значение характеристики и единица измерения (при наличии), указанные в извещении |
Значение характеристики и единица измерения (при наличии), предложенные участником |
Учебный набор программируемых робототехнических платформ | |||
Страна происхождения: Российская Федерация | |||
36.10 Объем Flash памяти встроенного микроконтроллера в робототехнический контроллер* |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
251, Килобайт |
38.13 Объем Flash памяти микроконтроллера универсального вычислительного модуля* |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
251, Килобайт |
Комиссия, изучив заявку победителя, установила, что в отношении оспариваемых подателем жалобы характеристик, победителем закупки представлены сведения, соответствующие требованиям извещения об осуществлении закупки, а именно:
N п/п |
Наименование товара |
Код позиции ОКПД/КТРУ |
Наименование характеристики |
Значение характеристики и единица измерения (при наличии), предложенные участником |
2 |
Учебный набор программируемых робототехнических платформ |
32.99.53.130-00000345 |
36.10 Объем Flash памяти встроенного микроконтроллера в робототехнический контроллер* |
251, Килобайт |
|
|
|
38.13 Объем Flash памяти икроконтроллера универсального вычислительного модуля* |
251, Килобайт |
Изучив требования инструкции о том, что в отношении данного показателя участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики, что и было сделано при требовании " 251, Килобайт", в заявке указано "251, Килобайт", Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная комиссия правомерно признала заявку победителя соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки в части соответствия сведений в составе заявки по спорным характеристикам требованиям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия отмечает, что по смыслу Закона о контрактной системе, комиссия Заказчика анализирует и проверяет заявку исключительно на соответствие требованиям извещения и руководствуется информацией, имеющейся у нее на момент подведения итогов.
В качестве характеристик товара победитель закупки в составе первой части заявки указал позиции, заявленные Заказчиком в извещении и соответствующие указанным требованиям.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе у аукционной комиссии нет обязанности проверять дополнительную информацию о соответствии единым требованиям участников закупки, в том числе информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В Постановлении АС УО от 07.06.2018 N Ф09-2169/18 по делу N А60-38386/2017 указано, что если принято решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара.
Ленинградское УФАС России также придерживается позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа:
- N А56-93423/2018: "Недостоверность сведений, содержащихся в заявках, должна подтверждаться объективными данными, которые не подлежат сомнению".
- А56-47799/2022: "Достоверность или недостоверность предложения участника аукциона в части показателей товаров могут быть определены лишь на основании письма компании-производителя".
Комиссия Ленинградского УФАС России не может вменять аукционной комиссии Заказчика нарушение Закона о контрактной системе со ссылкой на заключение специалиста Шилина А.Б. от 28.03.2024, которое приложено Заявителем.
Согласно выводу специалиста: "Поставка товара с объёмом Flash памяти невозможна по причине отсутствия такого товара".
Относительно вышеуказанного Заключения Комиссия отмечает, что, во-первых, аукционная комиссия Заказчика не могла о нем знать, поскольку оно составлено 28.03.2024, то есть после Протокола подведения итогов от 25.03.2024.
Во-вторых, заключение составлено по желанию Заявителя и фактически делает выводы по стадии исполнения обязательств, но не опровергает выводы, что значения показателя, предложенного победителем, укладывается в значения, указанные в Извещении.
То есть, Комиссия подчеркивает, что если у аукционной комиссии не было достоверных сведений, а в данном случае она не обладала такими данными, то подобная заявка правомерно подлежала допуску, а проверка наличия или отсутствия товара на рынке с указанными характеристиками будет контролироваться исключительно на этапе исполнения обязательств и является предпринимательским риском исполнителя, который включает в себя возможность понести как финансовые санкции, так и быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае не поставки товара.
Комиссия также обращает внимание, что на участие в закупе было подано 3 заявки, а, следовательно, ограничения конкуренции при проведении рассматриваемой закупки не усматривается.
Комиссия понимает желание Заявителя, который занял 2 место, отстранить заявку победителя, но при этом и учитывает принципы Законодательства о контрактной системе и прямое требование проверки показателей товара со стороны аукционной комиссии на соответствие требованиям извещения.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с разъяснением ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 и определением Верховного суда Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 310-ЭС21-17750 Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Ввиду того факта, что товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям Заказчика, имеется в свободной продаже, и с учетом того, что участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовое изготовить либо приобрести удовлетворяющий потребностям Заказчика товар, Заказчик не имел оснований отклонить заявку победителя закупки.
Комиссия со своей стороны отмечает Заявителю, что не пытается подтвердить или опровергнуть выводы специалиста, поскольку не обладает соответствующей компетенцией и инструментарием проверки (наряду с иными доказательствами оно приобщено к делу), но с теми данными, которыми в момент подведения итогов были у аукционной комиссия, подтверждается вывод антимонопольного органа, что Заказчик руководствовался показателями товара, предложенные к поставке данным участником, которые соответствовали требованиям Описания объекта закупки, при этом Заказчик не мог (и не должен) обладать возможностями исследования рынка Flash памяти встроенного микроконтроллера, а невозможность приобретения товара (если она действительно имеется), будет проверена на ином этапе.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что заявка победителя содержит сведения, которые не соответствуют требованиям извещения об электронном аукционе не нашли своего подтверждения.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия, проанализировав представленные Заказчиком в материалы дела пояснения и извещение об осуществлении закупки, пришла к выводу, что заявка победителя закупки правомерно признана аукционной комиссией Заказчика соответствующей положениям извещения об осуществлении закупки. В указанных действиях аукционной комиссии Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе, для того чтобы их вменять на заявленном подателем жалобы этапе.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Кубис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 5 апреля 2024 г. N 047/06/49-787/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024