Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "РС Медикал Групп" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Заказчиков, Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (лот 3) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка) (извещение N 0148200005423000962 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
21.03.2024 на Официальном сайте размещена жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
26.03.2024 на Официальном сайте размещены сведения об отзыве жалобы Заявителя на действия (бездействие) Заказчиков.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчиков, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 20.12.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 143 773 462,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 22.03.2024;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к поставляемым товарам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка перчаток медицинских (лот 3) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка).
Согласно извещению, Заказчиком к поставке необходим, в том числе товар "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные".
Заказчиком в структурированной форме извещения о проведении Аукциона установлены технические характеристика товара, в том числе следующие:
Одинарная толщина (в области ладони) |
0.38 |
Миллиметр |
Длина перчатки |
280 |
Миллиметр |
Материал перчаток содержит оксид висмута (эквивалентная толщина свинца) |
0.03 |
Миллиметр |
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Так, при описании объекта закупки, Заказчик обязан руководствоваться положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44).
При этом исходя из системного толкования Закона о контрактной системе следует, что в соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ-44 предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 ФЗ-44 установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Более того, объектом закупки является поставка медицинских изделий, а не их изготовление. В связи с чем, любой профессиональный участник рынка имеет возможность осуществить поставку товара, требующегося заказчику.
Показатели длины и толщины материала, напрямую содержатся в требованиях ГОСТа Р 52238-2004.
Указанные показатели хоть и устанавливаются в ходе испытаний, однако отсылка из ГОСТа Р 52238-2004 для указанных параметров содержит ссылку на такой показатель, как AQL. И размер партии товара в данном случае, с учетом правил определения AQL, указывает на то, что для партий товара того или иного количества, показатели толщины и пр. параметров будут постоянны, а при наличии единиц товара, которые не соответствуют установленной толщине и пр. параметрам, указанная партия признается бракованной.
То есть, указанные показатели, задаются производителем и остаются неизменными, а в случае производства не соответствующих перчаток, указанные партии признаются бракованными.
В стандартах ГОСТ 52238-2004 используется параметр AQL (приемлемый уровень качества), проверка по которому производится в соответствии со стандартом ГОСТ 50779.1. Также, согласно указанным стандартам уровень AQL перчаток по размерам (длина, ширина и толщина и пр.) при уровне контроля S-2 должен быть не менее 4,0".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что установление технических характеристик для товара "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные" подобным образом не ограничивают количество участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Комиссией Управления также установлено, что 02.04.2024 в адрес контролирующего органа Заявителем направлены дополнения к жалобе по делу от 04.04.2024 N 050/06/105-9838/2024, которые содержали в себе дополнительные пояснения в подтверждение доводов жалобы, а именно: "Так согласно проекту государственного контракта (Например: ГБУ МО "Московский областной перинатальный центр") по позиции 10 технического задания и позиции 2 проекта государственного контракта указан товарный знак продукции "Blossom" там же указана страна происхождения продукции - Малайзия, Китай, Тайланд. По отдельным позициям (например: 3 и 4) технического задания победитель указывает два товарных знака SFM, Blossom для одного товара. Характеристики товара указаны в единственном числе. В связи с чем, просим проверить значения характеристик товара, а также единиц измерения товара поэтому возникают сомнения, что у двух различных товаров с двумя разными товарными знаками могут быть одинаковые технические характеристики, указанные в заявке".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 N ИЭА3 (далее - Протокол) заявка участника закупки с номером "115676572" признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона, и признана Победителем.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка перчаток медицинских (лот 3) для нужд учреждений здравоохранения Московской области в 2024 году (Совместная закупка).
Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки установлено, в том числе следующее:
"а) с учетом положений части 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
предложение участника закупки, формируемое в структурированном виде с использованием функционала электронной торговой площадки, должно соответствовать требованиям заказчика, установленным в извещении."
"б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - установлено извещением".
Кроме того, в требованиях к содержанию, составу заявки в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено требование о предоставлении копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Согласно извещению о проведении закупки Заказчику необходим к поставке следующий товар: N 1 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные", N 3 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные".
На заседании Комиссии Управления установлено, что заявителем при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, характеристики товара представлены в виде электронного документа, а также путем заполнения структурированной формы.
В заявке приложенной в составе документов в виде электронного документов Заявитель предлагает к поставке указывает в том числе следующую информацию товар N 1 "1 Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные товарный знак 1.SFM, 2.отсутствует, 3.отсутствует, 4.отсутствует со страной происхождения товара 1.Россия, 2.Малайзия, 3.Австрия, 4.Россияю", Товар N 3 "3 Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные 1.SFM 2.отсутствует 3.отсутствует 4.отсутствует 1.Россия 2.Малайзия 3.Австрия 4.Россия.".
Вместе с тем, в составе заявки в структурированной форме Заявителем указаны товары N 1 "1 Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные товарный знак Gammex Latex;-;-, страна происхождения товара Австрийская Республика; Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка; Малайзия", N 3 "3 Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные SFM; Blossom;-;- страна происхождения товара Российская Федерация; Австрийская Республика; Китайская Народная Республика; Королевство Таиланд; Малайзия".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что представление требуемых товаров в виде двух разных товаров с разными товарными знаками, а также разными странами происхождения товара не позволяет однозначно идентифицировать предложение участника закупки, что не соответствует положениям извещения и требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа не представили документов и сведений, однозначно свидетельствующих о правомерности действий Аукционной комиссии.
Изучив документы и сведения, заявку Победителя, представленную на заседании Комиссии Оператором электронной площадки, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Победителя соответствующей требованиям извещения противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Заказчикам, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 04.04.204 N 050/06/105-9839/2024.
3. Материалы дела от 04.04.2024 N 050/06/99-8864/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу от 04.04.204 N 050/06/105-9839/2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 4 апреля 2024 г. N 050/06/99-8864/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2024