Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСМЕД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В" (извещение N0348500001824000085 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения извещения о проведении Аукциона в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 25.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 693 280,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 02.04.2024.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В"".
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Аукциона установлены неправомерные требования, ограничивающие количество участников закупки.
В Описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"документов, подтверждающих соответствия требованиям законодательства РФ, а именно:
- Паспорт на оборудование (установку) применяемую Исполнителем для обезвреживания медицинских отходов класса "Б" в соответствии с требованием Санитарного законодательства
- "Экспертное заключения" выданное территориальным подразделением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". В экспертном заключении прописывается область применения оборудования (установки) для обезвреживания медицинских отходов классов "Б" и "В".
- Санитарно - эпидемиологическое заключение на санитарно - защитную зону", выданную территориальным Управлением Роспотребнадзора РФ.
- Свидетельство, определяющее оценку степени негативного воздействия предприятия (стационарного источника) на качество атмосферного воздуха, с указанием категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Свидетельство выдается территориальным Управлением Росприроднадзора РФ.
- Декларация о негативном воздействии на окружающую среду при обезвреживании медицинских отходов, зарегистрированную в территориальной службе, осуществляющей контроль и мониторинг качество атмосферного воздуха.
- Заключение, подтверждающую прохождение государственной экологической экспертизы на объект и/или оборудование по обезвреживанию / уничтожению медицинских отходов классов опасности "Б" и "В".
- Скан - копию контракта на установку системы "ГЛОНАСС" на спецтранспорт Исполнителя. В контракте и/или в Приложении к контракту должны быть прописаны гос.Регистрационные номера используемого Исполнителем спецтранспорта согласно постановлению Правительства N 2216 от 22 декабря 2020 года
- Копию контракта о Размещение отходов после обеззараживания / обезвреживания на объекте, включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Требования о предоставлении "Экспертного заключения" от ФБУЗ "Центр Гигиены и эпидемиологии", "санитарно-эпидемиологическое заключение на СЗЗ" и т.п. - это закономерное продолжение наличия у Организации разрешительной документации, сопутствующей осуществлению деятельности по сбору опасных и неопасных отходов. Основные нормативные акты, исходя из которых проистекают данные требования в технической документации - Федеральный закон "О санитарном благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Федеральный закон "О защите окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г., и СанПин N 2.1.7.1386-03.
Относительно довода Заявителя о том, что "_медицинские отходы не относятся к отходам I-IV класса опасности_" Заказчик поясняет следующее:
Исходя из условий технической документации, Исполнитель должен оказать услуги по обращению с медицинскими отходами. Исходя из п. 157, раздела Х, СанПин N 2.1.3684-1, термин "Обращение с отходами", включает в себя в том числе, но не исключительно - сбор (отходов из мест их временного накопления), обезвреживание (сжигание термическим методом) и размещение отходов (после их обезвреживания).
В свою очередь, медицинские отходы класса "Б" и "В" после обезвреживания, преобразуются в отходы с кодом ФККО - 7 47 841 11 49 4 - зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция.
При этом, отходы от обезвреживания медицинских отходов включены в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) 2018 года (блок 7). В связи с этим, отходы от обезвреживания медицинских отходов классифицируются по ФККО и вовлекаются в систему обращения с отходами в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
К такому же выводу приходит и МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПИСЬМО от 28 февраля 2023 г. N 30-5/И/7-3018)
Соответственно если у отхода имеется код ФККО, то он относится к отходам производства и потребления и соответственно является отходом I-IV класса опасности.
Относительно довода Заявителя об установке системы ГЛОНАСС влечением за собой распространение коммерческой тайны организации, устанавливающей данную систему, Заказчик поясняет следующее:
Согласно классификации ДОПОГ (Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов), к которому присоединилась Россия присоединилась к нему в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 76 от 03.02.1994 года "О присоединении Российской Федерации к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов", медицинские отходы относятся к опасным грузов класса 6.2, и к ним применяются все требования по этим грузам, включая надлежащее оборудование автотранспорта. условие об оборудовании автотранспортного средства системой геопозиционирования, а также о предоставлении заказчику пакета документов относится к порядку исполнения договора, а не требование к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Также, п.1-3 Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 N 2216
"Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации", установлены требования к спутниковой навигации.
Также отмечаем, что Заказчик не запрашивает коммерческие условия договора на ГЛОНАСС, а только просит Договор в той части, которая позволяет удостоверится в реальности предоставляемого Договора. Например Заказчика устроит первый и последний лист договора с печатями, а также лист с информацией о гос.Регистрационных номерах используемого Исполнителем спецтранспорта".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Аукциона установлены неправомерные требования, ограничивающие количество участников закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В Описании объекта закупки извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Наименование |
Единица измер. |
Кол-во |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
1 |
Накопитель-Холодильник Специализированный для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой МОДЕЛЬ N1, холодильного оборудования Модель N 1 (согласно приложению N 1 к техническому заданию "Технические требования к моделям N 1 и N 2 (НХС)") |
Шт. |
38 |
Установлен в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 |
2 |
Накопитель-Холодильник Специализированный для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой МОДЕЛЬ N 2, холодильного оборудования Модель N 2 (согласно приложению N 1 к техническому заданию "Технические требования к моделям N 1 и N 2 (НХС)") |
Шт. |
63 |
Установлен в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 |
3 |
Ведро в автомобили скорой медицинской помощи |
Шт. |
1340 |
|
4 |
Бак многоразовый 60-80л для обеззараживания медицинских отходов |
Шт. |
69 |
|
По мнению Заявителя, требование о предоставлении Заказчику специализированных накопителей-холодильников, оснащенных бактерицидной лампой неправомерно, так как данное требование не регламентировано СанПиН 2.1.3684-21.
Установленное условие описание объекта закупки о предоставлении специализированных накопителей-холодильников, оснащенных бактерицидной лампой противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку предметом закупки является оказание услуг по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В".
Кроме того, представителем Заказчика, не представлено надлежащего обоснование установления требования о предоставлении специализированного холодильника для временного хранения отходов класса "Б" оснащенный бактерицидной лампой в том числе в количестве определенном техническим заданием.
Изучив положения извещения о проведении Аукциона, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований, ограничивают количество участников закупки и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки ненадлежащим образом установлено требование о способе обезвреживания/утилизации отходов.
В Описании объекта закупки установлено:
"Исполнитель осуществляет обезвреживание медицинских отходов термическим способом с предоставлением соответствующих отчетных и экологических документов".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"По вопросу установления конкретного метода уничтожения отходов, поясняем, что Заказчик, по итогам исполнения договора хочет получить качественно оказанную услугу. При этом Заказчику важно, с целью соблюдения требований санитарного и экологического законодательства, быть уверенным, что эпидемиологически опасные отходы будут уничтожены и превращены в безопасную массу, так как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" установлены способы и методы обращения с медотходами (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
а) обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
б) медицинские отходы класса В обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных медицинских отходов класса В не допускается;
в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
д) жидкие медицинские отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота) больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации, при условии ее оснащения системой обеззараживания сточных вод. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.
Таким образом можно сделать вывод, что термический метод обезвреживания отходов уже на законодательным уровне признается наиболее эффективным по сравнению с другими методами, чем и руководствовался Заказчик при формировании закупочной документации.
Таким образом, решение о выборе предпочтительного метода обеззараживания/обезвреживания среди допустимых является прерогативой заказчика и принимается им".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлено неправомерное требование о внутрибольничном сборе отходов.
В Описании объекта закупки установлено:
"2.3. Предоставление одноразовой, многоразовой тары и упаковки для обращения с медицинскими отходами (одноразовые пакеты, многоразовые баки, одноразовые контейнеры для острого инструментария) согласно приложению N2 к Описанию объекта закупки и СанПиН 2.1.3684-21:".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Предметом аукциона является комплексная услуга по обращению с медицинскими отходами, а именно услуга по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В", а не на отдельную услугу по утилизации медицинских отходов.
Данная услуга является широко применяемой как на территории всей России так применяется и в Московской области.
Данное оборудование, так же как многоразовые баки и одноразовые расходные материалы, необходимо для оказания комплексной услуги, необходимой Заказчику.
Требования на предоставление холодильного оборудования, упаковочной тары и баков для накопления отходов, включено в ТЗ совершенно оправдано. Требование на надлежащее хранение в холодильных камерах и упаковку медотходов перед транспортировкой, а также накопление их в соответствующих баках или контейнерах прописано в соответствующих пунктах СанПиН 2.1.3684-21 (157, 171, 165, 175, 177, 181, 184, 185, 1786,187, 188 ). Данное требование технологически и функционально и неразрывно связано единой целью с услугой по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В", (а именно, целью является обеспечение эпидемической безопасности как сотрудников медучреждения, так и сотрудников транспортирующей и обезвреживающей компании при работе с медотходами). Количество и номенклатура необходимого оборудования и упаковки требуемой для нашего медучреждения, были детально проанализированы, в ходе разработки и внедрения схемы обращения с медицинскими отходами согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21, и заявлены в строгом соответствии с нашими реальными потребностями".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Трансмед" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 09.04.2024 N 050/06/105-10045/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 апреля 2024 г. N 050/06/105-10045/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.04.2024