На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг Контакт-центра (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000323000018) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса Комиссией в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 27.04.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 407 019,60 руб.;
4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 07507094740490019244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, допущенных к участию в Конкурсе;
7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе (далее в ред. от 28.12.2022);
8) Заказчиком с ООО "Айсиэл Софт" заключен контракт от 05.06.2023 N 19.2023.244.02.018.051 по цене 7 524 687,60 руб. (реестровый номер в ЕИС - 1971006293923000037) (далее - Контракт N 1).
На заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Конкурса между Заказчиком и ООО "Айсиэл Софт" заключен Контракт N 1.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлено право заказчика самостоятельно принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее соответственно - Правила, РНП).
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля в сфере закупок принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в случае принятия им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссией установлено, что согласно решению Заказчика от 22.06.2023 N МН-19/1141-ДК Контракт N 1 расторгнут в связи с ненадлежащим исполнением ООО "Айсиэл Софт" условий по Контракту N 1.
Вместе с тем, согласно решению Комиссии от 17.07.2023 по делу N 23/44/104/233 (далее - Решение ФАС России), Комиссией принято решение об отказе во включении сведений в отношении ООО "Айсиэл Софт" в РНП.
В силу части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона о контрактной системе) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта допускается, если принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП либо если принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП в связи с установлением факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Так, Комиссией установлено, что между Заказчиком и АО "МЦ НТТ" заключен государственный контракт от 11.09.2023 N 19.2023.244.02.018.116 (далее - Контракт N 2) по причине принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 1.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком принято решение о заключении Контракта N 2 ввиду необходимости обеспечения в 2023 году функционирования единого контактного центра поддержки реализации суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2023 N 89 "О функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" в рамках приемной кампании 2023/24 учебного года".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что осуществление закупки с использованием конкурентных способов не представляется возможным ввиду длительных сроков рассмотрения предложений по перераспределению бюджетных ассигнований, ввиду высокой социальной значимости предмета Контракта, а также во избежание срыва консультирования и информирования поступающих абитуриентов в период проведения приемной кампании 2023/24 учебного года.
Вместе с тем в Решении ФАС России об отказе во включении в РНП, принятого в соответствии с пунктом 15 Правил, отсутствуют указания на то, что надлежащее исполнение ООО "Айсиэл Софт" условий Контракта N 1 оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, в представленных на заседание Комиссии материалах отсутствуют сведения о наличии законных оснований, предусмотренных частью 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, для заключения Заказчиком Контракта N 2 с АО "МЦ НТТ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 15.04.2024 по делу N П-106/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 апреля 2024 г. N П-106/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024