На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Сердюкова Р.С. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок Управления образования Администрации Аксайского района (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении
Управлением образования Администрации Аксайского района (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству школы на 880 мест в 8, 10 строительном квартале г. Аксая (реконструкция) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0358300049823000002) (далее соответственно - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, выразившимися в ненадлежащем осуществлении оценки заявки ООО "Лидер-Строй" на участие в Конкурсе (далее - Победитель) по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, оказания услуг, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), предусмотренного порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе Извещения (далее - Порядок оценки).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 29.03.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 09.04.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 21.07.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 454 472 266 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Аксайского района, КБК - 907070202200S3050414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.08.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 09.08.2023;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 3 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 10.08.2023;
10) Заказчиком с Победителем заключен муниципальный контракт от 23.08.2023 N 0358300049823000002 (реестровый номер контракта в ЕИС - 3610200922923000002).
По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Победителя по Показателю Критерия, предусмотренному Порядком оценки, поскольку Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены недостоверные сведения в качестве подтверждения опыта выполнения работ.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В силу пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В соответствии с Порядком оценки по Показателю Критерия установлены следующие детализирующие показатели:
- "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1);
- "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2);
- "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 3).
Согласно Порядку оценки по Детализирующим показателям N 1-3 Критерия к оценке принимается исключительно исполненный договор, предусматривающий выполнение на объекте капитального строительства следующих работ: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
К перечню документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, согласно Порядку оценки, относятся:
- исполненный договор;
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора и/или акт приемки объекта капитального строительства (к акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения);
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 09.08.2023
N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок приняты контракты/договоры
Победителя по Критерию: по Детализирующему показателю N 1 договор на сумму 631 693 909,20 руб., по Детализирующему показателю N 2 принято 9 контрактов/договоров, по Детализирующему показателю N 3 приняты договоры на сумму 2 139 659 249,66 руб.
Комиссией установлено, что Победителем в целях присвоения баллов по Детализирующим показателям NN 1-3 Критерия представлены в том числе:
- договор подряда на выполнение работ: "Строительство административного здания на территории земельного участка с кадастровым номером: 50:11:0050406:828, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Александровка" от 01.06.2022 N 06/2022, заключенный с ООО "Сатурн" по цене 81 641 311,20 руб. (далее - Договор N 1);
- договор подряда на выполнение работ по строительству объекта "Школа-сад в городе Солнечногорск" от 03.06.2020 N 9632/СМР, заключенный с ООО "Монолит" по цене 631 639 909,20 руб. (далее - Договор N 2);
- договор подряда на выполнение работ по строительству склада готовой продукции в таре по адресу: Московская область, городской округ Люберцы (Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Гаршина, уч. д. N 11) от 03.04.2023 N 486, заключенный с ООО "АВК" по цене 57 949 695,60 руб.
(далее - Договор N 3);
- договор подряда на выполнение работ по строительству Складского корпуса (6-я очередь) по адресу: Московская обл. Орехово-Зуевский г.о. д. Кабаново территория "Индивидуальный парк Кабаново", 50:24:0040203:108 от 15.02.2023
N 896, заключенный с ООО "МС Бизнес" по цене 68 516 572,80 руб.
(далее - Договор N 4);
- договор подряда на выполнение работ по строительству Складского корпуса (7-я очередь) по адресу: Московская обл. Орехово-Зуевский г.о. д. Кабаново территория "Индивидуальный парк Кабаново", 50:24:0040203:108 от 17.02.2023
N 901, заключенный с ООО "МС Бизнес" по цене 57 234 602,40 руб.
(далее - Договор N 5);
- договор подряда на выполнение работ по: "строительству многоквартирного дома" для нужд ЖСК "Добрый дом" от 01.03.2019 N 03/2019, заключенный с ЖСК "Добрый дом" по цене 492 466 942,46 руб. (далее - Договор N 6).
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные договоры приняты Комиссией по осуществлению закупок к оценке.
ФАС России в адрес ООО "Сатурн", ООО "Монолит", ООО "АВК",ООО "МС-Бизнес" направлены запросы информации от 18.03.2024 N 28/22297/24,от 20.03.2024 NN 28/23147/24, 28/23160/24, 28/23170/24 о наличии договорных отношений с Победителем, а также о статусе Победителя в рамках исполнения договоров (генеральный подрядчик, субподрядчик).
В ФАС России поступили ответы на запросы вышеуказанной информации:
- письмо ООО "Монолит" от 04.04.2024 N 108/24, согласно которому
Договор N 2 с Победителем не заключался;
- письмо ООО "АВК" от 27.03.2024 N 2024-04, в соответствии с которым информация о заключении Договора N 3 отсутствует;
- письмо ООО "МС Бизнес" от 21.03.2024 N 114, содержащее информацию об отсутствии договорных взаимоотношений с Победителем, в том числе по Договорам NN 4-5.
Кроме того, ФАС России направлен запрос информации от 19.03.2024
N ПИ/22858/24 в ФНС России о наличии договорных отношений между Победителем и ООО "Сатурн", ООО "Монолит", ООО "АВК", ООО "МС-Бизнес", ЖСК "Добрый дом". По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо ФНС России от 27.03.2024 N 31-1-04/0014ДСП@, согласно которому договорные отношения и взаиморасчеты по Договорам NN 1-6 отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что часть представленных Победителем документов в целях присвоения баллов по Детализирующим показателям NN 1-3 Критерия являются подложными и носят мнимый характер.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 12 статьи 48
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 09.04.2024 по делу N П-96/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2024 г. N П-96/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024