Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 апреля 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видео-конференц-связи в присутствии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Первомайская районная больница" -
представитель ООО "ФИНИСТ" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом;
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ФИНИСТ" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Первомайская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0853500000324002527),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба (вх. N 3582/24 от 05.04.2024 г.) ООО "ФИНИСТ" (далее - Заявитель, Общество) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Первомайская районная больница" (далее - Заказчик, Учреждение) при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0853500000324002527) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком указаны чрезмерные требования к объекту закупки, а именно в характеристике "режимы дезинфекции" установлено: "обладает моющими свойствами, разрушает на поверхностях биологические пленки". При этом, как поясняет Заявитель, спирт является дезинфицирующим средством, но не обладает прямыми моющими свойствами, он может использоваться для дезинфекции и удаления некоторых пятен, но не является эффективным моющим средством для общего очищения поверхностей.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Соответственно, заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Обладание дезинфицирующего средства моющими свойствами необходимо Заказчику, в том числе, для достижения одновременно нескольких задач: для соответствующей "промывки" медицинского оборудования, аппаратов, расходников, а также поверхностей во время уборки помещений.
При этом, представитель Заказчика обратил внимание Комиссии Оренбургского УФАС России на то, что в описании заказчика не установлено ограничения, препятствующего участникам предлагать различные дезинфицирующего средства, которые могут обладать заявленными свойствами, в Описании Заказчик конкретизировал лишь содержание действующих веществ и их значения.
Также, представитель Заказчика пояснил, что СанПиН 3.3686-21 устанавливают, в том числе, требования к организации и проведению дератизации, дезинсекции и дезинфекции. Отдельно выделяются требования по проведению данных мероприятий в медицинских организациях.
Согласно положениям указанного СанПиН 3.3686-21 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться, в том числе, прерыванию путей передачи инфекционных заболеваний посредством осуществления дезинфекционных мероприятий.
В ходе организации и осуществления дезинфекционной деятельности выполняются работы и услуги по проведению профилактической дезинфекции (дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), очаговой дезинфекции (текущая и заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дезинвазия), а также по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий, контролю эффективности и безопасности проводимых мероприятий. Деятельность, связанная с использованием дезинфекционных средств, включает: приготовление, хранение, транспортировку, реализацию, применение средств, оборудования и материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, уничтожение дезинфекционных средств, контроль за эффективностью дезинфекционных средств и безопасным их применением, а также за проведением дезинфекционных мероприятий и их эффективностью.
Эффективность дезинфекционных мероприятий оценивается в том числе по отсутствию биологических пленок на поверхностях при проведении санитарно-бактериологических исследований.
В предоставленных письменных пояснениях Уполномоченный орган жалобу просил признать необоснованной, пояснил, что установленные Заказчиком характеристики, являются правомерными, поскольку в учреждении здравоохранения получателями медицинских услуг являются лица с различными видами заболеваний, оказание услуг осуществляется ежедневно, соответственно, указанные помещения нуждаются в ежедневной санитарной обработке. Также, потребность Заказчика в обладании приобретаемого средства указанными свойствами - подтверждается положениями вышеуказанных требований Санпин, Методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Методы индикации биологических плёнок микроорганизмов на абиотических объектах".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
12.03.2024 на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) и на электронной площадке электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0853500000324002527).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 329 697,00 рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение электронного аукциона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Материалами дела установлено, что Техническим заданием на поставку дезинфицирующих средств предусмотрены, в том числе, следующие требования к поставляемому товару: "обладает моющими свойствами, разрушает на поверхностях биологические пленки".
Заказчик при описании объекта закупки указал следующий код позиции в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 20.20.14.000-00000005 - "Средство дезинфицирующее".
Указанные позиции КТРУ не содержат характеристики "обладает моющими свойствами, разрушает на поверхностях биологические пленки".
Из пояснений Заказчика следует, что Заказчиком включены дополнительные характеристики в описание объекта закупки, поскольку в КТРУ необходимые заказчику качественные характеристики дезинфицирующего средства отсутствуют. При этом, Заказчик является учреждением здравоохранения. Приобретаемые дезинфицирующие средства согласно условиям Извещения необходимы Заказчику для обеззараживания загрязненных и не загрязненных биологическими выделениями поверхностей, предметов, медицинских приборов, диагностического и электронного оборудования, датчиков, мониторов, наркозо-дыхательной аппаратуры, зеркал, осветительной аппаратуры, для гигиенической обработки рук медицинского персонала, для обработки рук хирургов, для обеззараживания кожи операционного и инъекционного полей пациентов, для обработки локтевых сгибов доноров. Требования к режиму применения дезинфицирующих средств при проведении профилактических дезинфекционных мероприятий, сформулированы в, том числе, п.п.1.4.1-1.4.3главы II СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Также необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Помимо прочего, Заявителем не представлено доказательств, что требования к товару влекут за собой ограничение количества потенциальных участников аукциона, в том числе ограничили право Заявителя на участие в закупке, препятствовали каким-либо образом подаче заявки Заявителем.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.04.2024 г. N ИЭА1 на участие в закупке подано 4 заявки, все признаны соответствующими положениям извещения об осуществлении закупки N 0853500000324002527.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае, если потенциальному участнику закупки не представляется понятным те или иные положения извещения, проекта контракта, он может подать соответствующий запрос о разъяснении положений извещения о закупке. Между тем Заявитель своим правом не воспользовался.
Кроме того, из положений ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. В связи с тем, что Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовала возможность задать уточняющие вопросы относительно доводов жалобы.
При таких обстоятельствах доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ФИНИСТ" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Первомайская районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0853500000324002527) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 11 апреля 2024 г. N 056/06/106-254/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024