Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Дорожное предприятие N 6" на действия Заказчика администрации Красноармейского МР Саратовской области при проведении открытого конкурса N 0160300005124000038 "Выполнение работ по капитальному ремонту автодороги "Красноармейск-Некрасово" Красноармейского района Саратовской области", УСТАНОВИЛА:
03.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Дорожное предприятие N 6" на действия Заказчика администрации Красноармейского МР Саратовской области при проведении открытого конкурса N 0160300005124000038 "Выполнение работ по капитальному ремонту автодороги "Красноармейск-Некрасово" Красноармейского района Саратовской области".
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещение о проведении открытого конкурса, а также протоколы вторых частей рассмотрения заявок и подведения итого составлены с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
11.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса N 0160300005124000038 "Выполнение работ по капитальному ремонту автодороги "КрасноармейскНекрасово" Красноармейского района Саратовской области" (далее - Конкурс).
Заказчиком по данному Конкурсу является администрация Красноармейского МР Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 282 144 930,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что оценка заявок участников закупки Единой комиссией осуществлена с нарушением Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п.11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 2604).
В соответствии с п.п. "г" п. 3 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "квалификация участников закупки".
Согласно п. 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном
основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы,
оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
Так, в силу п. 31 Постановления Правительства N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3
настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего
Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги; автомобильная дорога; особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства; объект культурного наследия (памятник истории и культуры)
народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона; контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона; договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автодороги "Красноармейск-Некрасово" Красноармейского района Саратовской области.
Согласно Приложению N6 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к Извещению (далее- Приложение N6) Заказником установлено два критерия оценки: 1. "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги"; 2. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее- Квалификация участников).
Показателем оценки по критерию Квалификация участников является наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, детализирующий показатель оценки - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В п. 1 раздела "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки" Приложения N6 установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на объекте - автомобильная дорога, относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона; контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона; договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором четвертом подпункта г) пункта 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта - к оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт приемки объекта капитального строительства (в случае предоставления опыта выполнения работ строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, если приложением к договору (договорам) является проектная документация.
Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п.1 ч.14 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с п. 2 ч. 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с п.п. б п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи члены комиссии по осуществлению закупок на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия. При таких обстоятельствах доводы жалобы не нашел своего подтверждения.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.03.2024 NИЭОК1 победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером 72 - ООО "Оптима".
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что участник закупки с идентификационным номером заявки 70 (ООО "Дорожное предприятие N 6") в составе заявки в рамках критерия оценки "Квалификации участников" представил договор N 059/01-КРД-023, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товарах, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 29.05.2023 "капитальный ремонт автомобильных дорог сети территориально-производственных кластеров" на сумму 240 590 254, 29 рублей.
Договор исполнен на сумму 240 590 254, 29 рублей
Участник закупки с идентификационным номером заявки 3 (ООО "Оптима") в составе заявки в рамках критерия оценки "Квалификации участников" представил договор субподряда N7к/8-21/1 от 08.07.2021, заключенный с ООО "Автотрасса" на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги. Договор исполнен на сумму 885 281 130,27 рублей, что подтверждается актами выполненных работ.
Согласно приложению N 6 к Извещению документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта - К оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт приемки объекта капитального строительства (в случае предоставления опыта выполнения работ строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что при оценке заявки ООО "Оптима" по характеристике квалификации участников закупки комиссией оценивался представленный в составе заявки договор, заключенный с ООО "Автотрасса" от 08.07.2021, исполненный на сумму 885 281 130,27 рублей и акты выполненных работ, подтверждающие цену выполненных работ. Предмет договора являлся капитальный ремонт автомобильной дороги.
Критерии оценки, указанные в извещении, не содержат условия о принятии к оценке исключительно договоров генподряда, а представленный ООО "Оптима" договор в свою очередь является договором, предусматривающим выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги и соответствует установленным извещением требованиям.
Постановление Правительства N 2604 также не исключает возможность предоставления участником закупки в качестве подтверждения опыта выполнения работ - договоры субподряда.
Таким образом, у Единой комиссии оснований для непринятия к оценке по критерию "Квалификация участника" опыты выполнения работ, подтверждённого представлением договора субподряда, не имелось.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Заявитель в жалобе указывает довод о том, что протоколы рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов конкурса составлены с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке,идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки научастие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закону о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признаннымсоответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлениюзакупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика,исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны содержаться в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок, на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 28.03.2024, все заявки признаны соответствующими, заявке Заявителя с идентификационным номером "70" присвоено 6,62 балла.
Комиссия, изучив спорные протоколы, установила, что они содержат все сведения, предусмотренные частью 13 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Частью 17 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика,
исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной научастие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которыхпризнаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящимФедеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок вотношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Комиссия Саратовского УФАС России рассмотрев протокол подведения итогов от 29.03.2024 установила, что протокол содержит информацию предусмотренную частью 17 статьи 48 Закона о контрактной системе, в том числе присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки и о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке.
Заявку Заявителя при рассмотрении и оценки вторых частей заявок при оценке заявки по критерию "Квалификация" Комиссия Заказчика оценила с учетом значимости на 6.62.
Заявку победителя Комиссия Заказчика при рассмотрении и оценки вторых частей заявок при оценке заявки по критерию "Квалификация"оценила с учетом значимости 40.00.
Заявитель в жалобе указывает, что согласно сведениям протоколов, комиссия по осуществлению закупок Заказчика состоит из двух человек, что нарушает требования законодательства о контрактной системе.
Присутствующий на рассмотрении представитель Заказчика представил Комиссии Саратовского УФАС России постановление администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области от 01.12.2021 N 760, согласно которому создана комиссия по осуществлению закупок.
Приложением N 1 к постановлению определен состав комиссии, согласно которому комиссия состоит из 3-х человек.
Согласно ч. 1 ст. 39 Закона о контрактной системе для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
В соответствии с ч. 8 ст. 39 Закона о контрактной системе комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в заседании комиссии участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии могут участвовать в таком заседании с использованием систем видео-конференц-связи с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте (при необходимости), дате и времени проведения заседания комиссии. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается.
Таким образом, присутствие на рассмотрении заявок при проведении закупки двух человек, то есть более 50% от общего числа членов комиссии, не является нарушением положений Закона о контрактной системе.
Указанный довод жалобы признан необоснованным.
Заявителем в жалобе указано, что порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Заказчиком, не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 27.03.2024.
Жалоба подана Заявителем 03.04.2024 16:27, то есть за пределами срока, установленного п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе на обжалование положений извещения об осуществлении закупки.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы на извещение об осуществлении закупки, в частности на установление неправомерного порядка оценки Комиссией Саратовского УФАС России не рассматривается.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Подпунктом "г" пункта 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается.
В соответствии с пунктом 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3
Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитальногостроительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов
Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактнойсистеме (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактнойсистеме;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактнойсистеме;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Кроме того Постановление Правительства N 2604 разделяет такие понятия как объекты капитального строительства и автомобильная дорога
Таким образом, Положением предусмотрена возможность установления вида договора (контракта), предусмотренного, в том числе, абзацами 4 или 5 подпункта "г" пункта 31 Положения.
Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся Приложением N 6 к Извещению установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на объекте - автомобильная дорога, относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства); контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона; контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона; договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта г) пункта 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта - К оценке принимаются документы: исполненный договор (договоры), акт приемки объекта капитального строительства (в случае предоставления опыта выполнения работ строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги), акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом Комиссией установлено, что Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся Приложением N 6 к Извещению указаны противоречивые требования относительно вида договора (контракта), принимаемого к оценке.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В силу п.5 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении Конкурса установлены следующие требования к участникам закупки: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что Заказчиком при определении требований к участникам закупки в извещении не указано, что участник должен являться членом саморегулируемой организации в области сноса объектов капитального строительства, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 6.1 ст. 96 Закона о контрактной системе если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 настоящей статьи при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона).
При этом если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе), уменьшенной на размер такого аванса.
В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.1.2023 N 24-06-06/4534 если все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению и заказчик установил требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта, то размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от НМЦК (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ) вне зависимости от размера предусмотренного контрактом аванса.
Согласно Извещению Заказчиком указано, что размер обеспечения исполнения Контракта составляет 10% начальной (максимальной) цены Контракта (если иной размер не установлен настоящим контрактом, Федеральным законом).
При этом согласно пункту 4.1 проекта контракта (приложение к Извещению)
(далее - Проект Контракта) Заказчик предоставляет Подрядчику Аванс в размере 30% цены каждого этапа контракта.
Согласно извещению, все расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению. Заказчиком необходимо было установить обеспечение до 10% от
НМЦК.
Таким образом, Заказчиком установлено требования к обеспечению исполнения контракта в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
В силу ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанная методика определена Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (далее - методика, утв. Приказом Минстроя России N 841/пр).
Комиссией установлено, что согласно описанию объекта закупки, необходимо выполнить работы по капитальному ремонту автодороги "КрасноармейскНекрасово" Красноармейского района Саратовской области.
Согласно пояснениям Заказчика, данный приказ применяется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем в данном Конкурсе не применялся.
При таких обстоятельствах Комиссия не выявила нарушений в действиях Заказчика.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что в ЕИС, в составе Извещения о проведении конкурса не размещен локально-сметный расчет на работы, являющиеся предметом закупки, на сумму, превышающую 65 млн рублей
Представители Заказчика не оспаривали данный довод, пояснив, что произошла техническая ошибка.
Комиссия Саратовского УФАС России при проведении внеплановой проверки установила, что отсутствие локально-сметного расчета в описание объекта закупки является ненадлежащим исполнением требований пп. 1 - 3 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33
Закона о контрактной системе, поскольку Заказчику необходимо включать проектную документацию в описании объекта закупки в полном объеме.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16.
Таким образом, Заказчик, не разместив в ЕИС в полном объеме проектную документацию нарушил п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Дорожное предприятие N 6" на действия Заказчика администрации Красноармейского МР Саратовской области при проведении открытого конкурса N 0160300005124000038 "Выполнение работ по капитальному ремонту автодороги "Красноармейск-Некрасово" Красноармейского района Саратовской области" обоснованной.
2. Признать в действиях администрации Красноармейского МР
Саратовской области нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 11 ч. 1 ст. 42, п. 8 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 10 апреля 2024 г. N 064/06/31-512/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024