Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Открытый урок" на действия ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002989 "Поставка демонстрационного оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста",
УСТАНОВИЛА:
09.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Открытый урок" на действия ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002989 "Поставка демонстрационного оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что положения извещения о закупке противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного органа, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
02.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиками по данному Аукциону являются "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Санаторная школаинтернат г. Петровска", "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Санаторная школа-интернат г. Калининска", "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина", "Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Средняя общеобразовательная школа с.
Белогорное Вольского района" (далее - Заказчики).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 112 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Постановление Правительства N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правила использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление Правительства N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка демонстрационного оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком опубликовано извещение, содержащее в себе ограничительные меры согласно ст.14 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Постановление Правительства N617). При этом Заказчиком не использован код КТРУ 26.20.40.190-00000007 для цифровых лабораторий по физике (ученическая), код КТРУ 26.20.40.190-00000006 для цифровых лабораторий по химии (ученическая), код КТРУ 26.20.40.190-00000009 для Цифровых лабораторий по биологии (ученическая), код КТРУ 26.20.40.19000000008 для цифровых лабораторий по физиологии, код КТРУ 26.20.40.19000000002 для цифровых лабораторий по экологии, а вольно трактовал нормы ПП РФ 145 применив код ОКПД 32.99.53.130 и/или код КТРУ 32.99.53.130 частично.
Согласно п.4 Правил использования каталога КТРУ ПП РФ 145 Заказчик обязан использовать имеющийся код КТРУ при его наличии, а именно подпункты "б" - "I" и "е" - "з" пункта 10, которые в своем составе содержат как описательную часть, так и технические характеристики, а в случае отказа от использования кода КТРУ и/или внесения изменений Заказчик обязан обосновать дополнительные требования, что также согласуется с позицией п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
В рассматриваемом случае код ОКПД для цифровых лабораторий 26.20.40.190. Примененный Заказчиком код ОКПД 2 для цифровых лабораторий -32.99.53.130 не только противоречит п.4-6 Правил применения кодов КТРУ ПП РФ 145, но и прямо противоречат п.2, п.12 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога КТРУ ПП РФ 145, так как таковые под кодом КТРУ понимают (систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД2) и включающий в себя информацию обязательную для применения. То есть код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД 2. Таким образом, возникает прямая взаимосвязь кодов КТРУ с кодом ОКПД 2 и последующие применения кода ОКПД 2 согласно кода КТРУ в виду специализации нормы и обязательности ее исполнения над общим правилом применения кодов ОКПД 2.
Присутствующий на рассмотрении представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что закупка товара осуществляется в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" для оснащения (обновления материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Согласно Приказу министерства образования Саратовской области от 29.01.2024 N 94 "Об утверждении перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, планируемых к приобретению для оснащения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, с целью создания и функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей "Точка роста" на территории Саратовской области в 2024 году" общеобразовательным организациям, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет министерство образования Саратовской области, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для оснащения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, с целью создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на территории Саратовской области в 2024 году использовать перечень оборудования, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа.
Согласно Перечню оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, планируемых к приобретению, для оснащения общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, с целью создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" на территории Саратовской области в 2024 году характеристики подлежащих закупке цифровых лабораторий по физике, химии, биологии, экологии и физиологии отличаются от установленных характеристик по КТРУ.
Ввиду отсутствия в КТРУ позиции, соответствующей потребности заказчика, а именно коду ОКПД2 32.99.53.130, описание товара осуществлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе с применением кода ОКПД2 32.99.53.130.
Действующим законодательством Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Так же, Закон о контрактной системе не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду ОКПД2.
Заказчики самостоятельно определяют код по ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (письмо ФАС от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 N Д28и-1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) код ОКПД2 32.99.53.130 соответствует товару "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные", код ОКПД2 26.20.40.190 соответствует товару "Комплектующие и запасные части для вычислительных машин, принтеров и многофункциональных печатающих устройств прочие, не включенные в другие группировки", которому соответствует позиция КТРУ 26.20.40.190-00000002.
Исходя из вышеизложенного, сделать вывод, что Уполномоченным учреждением и Заказчиком выбран неверный код ОКПД2 не представляется возможным.
Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.130 присутствует в перечне, предусмотренном Постановлением Правительства N 617, в связи с чем установлено соответствующее ограничение по национальному режиму.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Открытый урок" на действия ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002989 "Поставка демонстрационного оборудования в рамках регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 15 апреля 2024 г. N 064/06/33-526/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024