Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Лагутина А.А. на действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковский психоневрологический диспансер", а также ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002422 "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" в 2024 году",
УСТАНОВИЛА:
09.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Лагутина А.А. на действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковский психоневрологический диспансер", а также ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002422 "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" в 2024 году" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Единая комиссия неправомерно признала победителем закупки участника с идентификационным номером заявки N 588425, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считал жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Представитель Победителя, не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки N 0860200000824002422 "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" в 2024 году".
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ СО "Балаковский психоневрологический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 176 183,40 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению N1 к извещению о проведении Аукциона "Описание объекта закупки", у закупаемого товара "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" в 2024 году" установлена характеристика:
N п/ п |
Код КТР У |
Наименов ание товара |
Наименов ание характери стики |
Значение характеристики |
Инструкция по заполнению характерист ик в заявке (1) |
Ед . из м. |
Ко лво |
3 |
20.20 .14.0 000000 0009 |
Средство дезинфиц ирующее |
Режимы применени я [5] |
Дезинфекция поверхностей и медицинского оборудования (в том числе санитарнотехнического), дезинфекция медицинских |
Значение характеристи ки не может изменяться участником закупки |
Кг |
250 |
отходов,
дезинфекция
биологических
жидкостей
и
выделений
больного,
дезинфекция
высокого
уровня
(
ДВУ
)
и
стерилизация ИМН
Согласно п. 3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно приложению к извещению N3 "Требованию к содержанию составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению":
"Документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (1): Требуется.
"Свидетельство(а) о государственной регистрации в отношении каждого наименования, предлагаемого участником закупки товара, а также в отношении каждого наименования товара, предусмотренного в Приложении N 1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" (р)."
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям Извещения.
По результатам подведения итогов определения поставщика Победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером N 588425 ИП Макарычева О.М.
В составе заявки Победителя предложен товар средство, дезинфицирующее "Хлор-К" производителя ООО "Владхимпром", который согласно свидетельству о государственной регистрации от 20.12.2023 соответствует санитарноэпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
Согласно заявке победителя, у предлагаемого к поставке товара победителем указано :
Режимы применения |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Дезинфекция поверхностей и медицинского оборудования (в том числе санитарнотехнического), дезинфекция медицинских отходов, дезинфекция биологических жидкостей и выделений больного, дезинфекция высокого уровня (ДВУ) и стерилизация ИМН |
Дезинфекция поверхностей и медицинского оборудования (в том числе санитарнотехнического), дезинфекция медицинских отходов, дезинфекция биологических жидкостей и выделений больного, дезинфекция высокого уровня (ДВУ) и стерилизация ИМН |
|
Согласно доводу Заявителя, Победителем указана недостоверная информация относительно характеристики "режим применения". Так, согласно инструкции к средству "Хлор-К", N 13 от 12.05.2023 режима дезинфекции высокого уровня и стерилизации нет, средство не предназначено и не может быть использовано в указанных режимах.
Кроме того, Заявителем к жалобе приложен запрос производителю ООО "Владхимпром" от 09.04.2024 за исх. N 19, согласно которому просит уточнить имеются ли у дезинфицирующего средства "Хлор-К" режимы применения "дезинфекция высокого уровня", "стерилизация".
Также к жалобе приложен ответ ООО "Владхимпром" за исх. N 29 от 11.04.2024, согласно которому в инструкции дезинфицирующего средства "ХлорК" не содержатся режимы применения для дезинфекции высокого уровня (ДВУ) и стерилизации ИМН.
В связи с этим, Заявитель полагает, что заявку Победителя Единая комиссия должна была отклонить.
С данным доводом нельзя согласиться в связи со следующим.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При рассмотрении заявок действует презумпция добросовестности участника закупки, если иное, то есть недостоверность указанных участником в заявке сведений, не выявлена и не доказана лицом, сомневающимся в достоверности таких сведений.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности вовремя, к которому относятся оспариваемые сведения.
Таким образом, для принятия решения о наличии в той или иной заявке недостоверных сведений Единая комиссия должна располагать неопровержимым и документальным подтверждением данного обстоятельства.
В соответствии с ч.1 ст. 27 Закона о контрактной системе отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность Единой комиссии осуществлять действия по проверке достоверности, содержащейся в заявках участников закупки информации путем исследования сайтов в сети "Интернет", в том числе делать запросы производителю.
Таким образом, законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не возлагает на комиссию по осуществлению закупок каких-либо обязанностей, направленных на проверку достоверности представленных участником закупки информации и (или) документов. Исходя из этого, обязанность проверять заявку на наличие недостоверной информации является правом, а не обязанностью комиссии по осуществлению закупок.
При рассмотрении заявки участника закупки ИП Макарычевой О.М. у Единой комиссии каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в ней сведений не имелось, доказательствами недостоверности таких сведений комиссия не располагала.
В ходе рассмотрения жалобы комиссией Саратовского УФАС России было установлено, что представленный в составе заявки товар Победителя не соответствует требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Учитывая изложенное, представленная в заявке ИП Макарычевой О.М. информация о предлагаемом к поставке товаре не соответствует сведениям, полученным от производителя, из чего следует, что данный участник представил недостоверную информацию относительно характеристик предлагаемого к поставке товара и данная заявка подлежала отклонению на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Лагутина А.А. на действия Заказчика ГУЗ СО "Балаковский психоневрологический диспансер", а также ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002422 "Поставка дезинфицирующих средств для нужд ГУЗ "Балаковский психоневрологический диспансер" в 2024 году" необоснованной.
2. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16 апреля 2024 г. N 064/06/49-533/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024