Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ГП N27" (далее - Заказчик):
ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8846-ЭП/24 от 04.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию средств связи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N27" в 2024 году (извещение N 0372200102123000075),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию средств связи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N27" в 2024 году (извещение N 0372200102123000075) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 882 399,96 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" заключен государственный контракт N 0372200102123000075 от 25.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 376 395,00 рублей, согласно которому Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию средств связи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N27" (далее - Услуги) в период с 01.01.2024 по 31.12.2024 (п.п. 4.1, 4.2 Контракта).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае существенных нарушений Исполнителем условий Контракта, в том числе, в случае:
11.4.1. если Исполнитель не оказал предусмотренные Контрактом услуги, или оказал их не в полном объеме;
11.4.2. если Исполнитель некачественно оказал предусмотренные Контрактом услуги, при этом недостатки в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем, либо являются существенными и неустранимыми;
11.4.3. если Исполнитель неоднократно (более одного раза) нарушил сроки выполнения заявок Заказчика, предусмотренные п. 4.5 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), п. 2 и п. 3.5 Приложения N 2 к Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту);
11.4.4. если Исполнитель неоднократно (более одного раза) не исполнил, либо ненадлежаще исполнил, обязанности, предусмотренные Приложением N 2 к Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС", в связи с тем, что в период с 01.01.2024 по 15.01.2024 Услуги фактически Исполнителем оказаны не были, а также в нарушение п. 4.1 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) не представлен график оказания услуг.
25.01.2024 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду предоставления Исполнителем графика оказания услуг по техническому обслуживанию средств связи с указанием даты и времени, который был согласован Заказчиком 24.01.2024.
Однако 21.03.2024 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
Согласно п. 3.1.1 Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему в полном объеме и с надлежащим качеством.
Также п. 3.1.4 Контракта установлена обязанность Исполнителя по обеспечению Заказчику возможности контроля и надзора за ходом и качеством оказания Услуг.
В силу п. 5.1 Контракта требования к качеству и безопасности услуг установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту) (далее - Техническое задание).
Пунктом 4.2 Технического задания Исполнитель обязан производить техническое обслуживание каждой единицы средств связи, указанной в Приложении N 1 к Техническому заданию (Перечень средств связи, предаваемых на техническое обслуживание) в соответствии с графиком оказания услуг, предусмотренным п. 4.1 Технического задания.
В соответствии с п. 4.3 Технического задания Исполнитель обязан оказывать Услуги в соответствии с согласованным заказчиком графиком проведения технического обслуживания средств связи с 08 до 20 часов в рабочие дни, и с 08 до 15 часов в субботние дни.
В соответствии с п.п. 3.6, 3.7 Требований к техническим и эксплуатационным характеристикам услуг (Приложение N 2 к Техническому заданию) численность аттестованного обслуживающего персонала исполнителя, постоянно находящегося в рабочее время на объектах Заказчика, при ежедневном техническом обслуживании должна составлять: электромонтер связи - 1 чел., аттестованный и имеющий действующую III группу по электро-безопасности.
24.01.2024 Исполнитель приступил к оказанию Услуг.
Однако в период с 26.02.2024 по 20.03.2024 Услуги в соответствии с согласованным Заказчиком графиком проведения технического обслуживания средств связи с указанным в нем дат и времени оказания услуг, не оказывались Исполнителем в полном объёме с 08:00 до 20:00, что было отражено Заказчиком в актах о выявленных нарушениях N14 - N24.
Исходя из изложенного, в связи с повторными нарушениями условий Контракта со стороны ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" Заказчик, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с Решением Заказчика не согласен в полном объеме на основании следующего.
В соответствии с условиями Контракта ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" приступило к исполнению своих обязательств, предусмотренных Контрактом, в связи с чем 11.01.2024 руководитель ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" лично прибыл к Заказчику и принял оборудование на обслуживание, передал журналы технического обслуживания, представил ответственного сотрудника для исполнения обязательств по Контракту.
На электронную почту Заказчика ( p27@zdrav.spb.ru), указанную в Контракте, 12.01.2024 Исполнителем были направлены следующие необходимые документы с пометкой для Дружинина А.А. (начальник материально-технического отдела):
- Выписка из протокола проведения итоговой аттестации на ответственного сотрудника - Стецко Сергея Валерьевича (далее - Стецко С.В.);
- Удостоверение о повышении квалификации;
- Протокол N 01-23-979 проверки знаний правил работы в электроустановках;
- Удостоверение;
- выписка из журнала на 4-х проверяемых;
- разворот паспорта Стецко С.В.
Также 12.01.2024 на ту же электронную почту Заказчика (p27@zdrav.spb.ru) был направлен график оказания услуг на согласование с Заказчиком. В последующем, Исполнителем был неоднократно направлен на согласование график оказания услуг, который так и не был согласован и подписан со стороны Заказчика.
Заказчиком неоднократно отклонялся график оказания услуг, размещенный Исполнителем в ЕИС, без указания конкретных причин.
Только актом N 4 от 12.01.2024 Заказчик сообщил о том, что график оказания услуг, предоставленный Исполнителем 12.01.2024 для согласования, не подлежит согласованию, т.к. не содержит в себе информацию о датах и времени проведения технического обслуживания специалистами Исполнителя, с учетом требований п. 4.3 Технического задания и п.п. 3.6, 3.7 Приложения N 2 к Техническому заданию.
В этой связи Исполнителем 18.01.2024 был направлен Заказчику исправленный график оказания услуг в соответствии с замечаниями, которые были указаны в акте N 4 от 12.01.2024. Однако Заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке N 4/24 от 18.01.2024.
Также в своем письме N 11/24 от 23.01.2024 Заказчик сообщил, что не согласовывает повторно предоставленный Исполнителем график оказания услуг, т.к. учреждение Заказчика непрерывно осуществляет оказание услуг медицинского характера населению, в том числе для оказания этих услуг используются средства связи.
Однако в последующем Заказчик составил Акт от 24.01.2024, в котором отражено, что Исполнителем предоставлен график оказания услуг по техническому обслуживанию средств связи с указанием даты и времени. При этом Заказчик не направил Исполнителю подписанный со своей стороны график оказания услуг.
Заказчик в своем решении об одностороннем расторжении контракта ссылается на акты о выявленных нарушениях. При этом уведомления о вызове на приемку результатов работ и подписании актов со стороны Заказчика в адрес Исполнителя не поступали.
В своих актах Заказчик ссылается на то, что работник ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" 12.02.2024 на объектах Заказчика, указанных в п. 1.3 Контракта, отсутствовал или находился на объекте не в установленное время.
На данные замечания Заказчика Исполнителем были даны ответы, согласно которым 11.01.2024 у Заказчика был руководитель ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" и принял оборудование на обслуживание. Также ответственный исполнитель ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" постоянно находился в рабочее время на объектах Заказчика при ежедневном техническом обслуживании. При этом согласно условиям Контракта и Приложению N 1 к Техническому заданию указано 5 адресов: Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 27, литер А; Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 29, литер А; Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 28, литер Б; Санкт-Петербург, ул. Глинки, д. 8, литер А; Санкт-Петербург, ул. Витебская, д. 11-13, литер А, которые находятся на постоянном техническом обслуживании и согласно п. 3.6 Приложения N 2 к Техническому заданию: "Численность аттестованного обслуживающего персонала Исполнителя, постоянно находящегося в рабочее время на объектах Заказчика, при ежедневном техническом обслуживании должна составлять: - Электромонтер связи - 1 чел.". Таким образом, в соответствии с условиями Контракта и его приложению ответственный сотрудник ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" мог находиться на любом из 5 адресов Заказчика. Каким образом Заказчиком были выявлены нарушения согласно актам для Исполнителя не понятно. Более того, в своих актах Заказчик не указывает конкретное место составления актов и способ фиксации выявленного нарушения.
Выполнение обязательств по Контракту со стороны Исполнителя подтверждается тем фактом, что Заказчиком были приняты и оплачены Услуги в соответствии с документами о приемке N 20 от 01.02.2024 и N 107 от 03.03.2024, размещенными в ЕИС, на сумму 31 755,49 рублей.
Также согласно п. 4.5 Контракта, в случае выхода из строя средств связи и необходимости проведения ремонта Исполнитель обязан составить и передать Заказчику акт/ведомость дефектов средств связи с подробным перечнем необходимых работ и запасных частей в течение одного рабочего дня со дня направления письменной заявки Заказчиком.
Заявка Заказчика имеет силу для Исполнителя как в случае ее передачи посредством факсимильной связи (подтверждается факсовым отчётом), или на адрес электронной почты (подтверждается уведомлением о доставке), или посредством почтового (телеграфного) отправления (подтверждается уведомлением о вручении).
Вместе с тем за все время исполнения обязательств по Контракту письменных заявок на срочный ремонт без замены запасных частей, ремонт, связанного с заменой запасных частей, комплектующих и расходных материалов, от Заказчика в адрес Исполнителя не поступало, средства связи Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N27" работали исправно, Исполнителем велся постоянный мониторинг средств связи Заказчика, все работало в штатном режиме, каких-либо проблем не наблюдалось, аварийных ситуаций также не возникало.
По словам представителя Участника, ответственный исполнитель ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" постоянно находился на объектах Заказчика, с 11.01.2024 журналы технического обслуживания находились у Заказчика, какие-либо записи в журнале Исполнителю Заказчик сделать не давал, аргументируя это отсутствием заявок на ремонт.
Согласно ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Присутствие Исполнителя на объекте с целью устранения указанных неполадок и/или проведения регулярного технического обслуживания, в соответствии с п. 4.3 Технического задания, должно проводиться с 08 до 20 часов в рабочие дни и с 08 до 15 часов в субботние дни. То есть устранение неполадок и/или техническое обслуживание должно проводиться в период времени, самое раннее, с 08 утра и, самое позднее, до 20 часов в рабочие дни, а также, самое раннее с 06 утра, самое позднее, до 15 часов в субботние дни.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.
При этом, как указывалось ранее, ответственный исполнитель ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" постоянно находился на объектах Заказчика. Более того, условиями Контракта не предусмотрено круглосуточное нахождение сотрудника на объектах, целью Контракта является исправная работа оборудования средств связи Заказчика и выполнение технического обслуживания средств связи, а не круглосуточное дежурство сотрудника Исполнителя на объектах Заказчика.
Кроме того, представитель Участника сообщил, что ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" успешно исполняет подобные государственные контракты надлежащим образом, к исполнению контрактов относится ответственно. Согласно реестру контрактов, представленных на заседание Комиссии УФАС, у ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" имеется 234 записи о контрактах: из них 97 контрактов - на исполнении на сегодняшний день, и 137 успешно выполненных контрактов. Исполнитель не отказывался от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, просил Заказчика перестать препятствовать исполнению обязательств по Контракту, дать завершить Контракт в соответствии с его условиями, просил провести встречу для разрешения сложившейся ситуации, поскольку ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" добросовестно исполняет государственные контракты и с подобной ситуацией сталкивается впервые, ранее были заключены подобные контракты и проблем в их исполнении не возникало.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ПРОМТЕХСЕРВИС" (ИНН: 7843018815), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 апреля 2024 г. N РНП-78-565/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024