Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО п. Левашово (далее-Заказчик):;
ООО "РТ-ОПЕРАТОР" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 8975-ЭП/24 от 05.04.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации досуга для жителей муниципального образования поселок Левашово в 2024 году (извещение N 0172300012624000003) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного Конкурса размещено 20.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300012624000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 582 520, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились: в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) устано.влено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценке заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно п. 19 Положения об оценке заявок если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно п. 23 Положения об оценке заявок если в случае, указанном в пункте 22 Положения об оценке заявок, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок Заказчиком в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должны быть однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Извещение об осуществлении закупки содержит следующий порядок оценки:
Для оценки по характеристике N1 "качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: предложение о качестве оказания видов услуг; предложение о качестве товаров с улучшенными характеристиками, применяемых при оказании услуг. Оценка заявки участника по характеристике N1 "качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки. Описание свойств объекта закупки должно быть конкретным, однозначным и не должно допускать двусмысленных толкований. Отдельные предложения участника по показателям оценки должны быть взаимосвязаны между собой по смысловому значению. Условия, указанные участником закупки в разных предложениях, должны быть однозначны для понимания и не должны противоречить друг другу. Непредставление описания свойств объекта закупки или предоставление описания свойств объекта закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или требованиям описания объекта закупки, и/или требованиям приложений к описанию объекта закупки признается как отсутствие предложения. В случае если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в Описании объекта закупки, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание свойств объекта закупки, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В рамках характеристики N 1 "качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в настоящем порядке оценки. Значение количества баллов по характеристике N 1 "качество товаров (работ, услуг)" показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки: Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки"
Количество присваиваемых баллов Предложение о наличии характеристики объекта закупки 100 баллов Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки 0 баллов
В электронном документе "Приложение 4 - Требования к содержанию, составу заявки.pdf" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки":
"Если заказчик устанавливает максимально допустимое значение показателя путем установления к нему требования "не должен(-на) превышать", участник открытого конкурса в электронной форме должен в своем предложении о качестве в отношении услуги (вида услуги) должен указать числовое значение данного указываемого показателя, равное или менее числового значения, установленного заказчиком, и обязан перед числовым значением предлагаемого показателя написать "не более", при этом недопустимо для участника открытого конкурса в электронной форме указывать в предложении о качестве участника открытого конкурса в электронной форме по данному показателю формулировку требования "не должен(-на) превышать", "не будет превышать" и их производные.".
Согласно вышеуказанному положению следует, что комиссией по осуществлению закупок фактически будет оцениваться правильность соблюдения порядка заполнения предложения о качестве, а не его суть, так как данное положение не предусматривает возможность использования участниками в рассматриваемой части иных слов помимо "не более".
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
2. В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно электронному документу "Приложение 5 - Порядок рассмотрения и оценки заявок" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Квалификация участников закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
Начисление баллов производится при наличии у участников закупки ключевых сотрудников определенного уровня квалификации, подтвержденного наличием в составе заявки подтверждающих документов: - электронный образ трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- электронные образы документов или электронные документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Документами, подтверждающими квалификацию специалистов и иных работников в том числе могут быть:
- диплом (электронный образ или электронный документ) о высшем образовании государственного образца (для лиц с высшим образованием);
- свидетельство/удостоверение (электронный образ или электронный документ) о повышении квалификации установленного образца (для лиц, прошедших повышение квалификации);
- аттестат (электронный образ или электронный документ) экскурсовода (гида) (для лиц, прошедших соответствующую аттестацию).
В случае, если сотрудник, которому был выдан какой-либо документ, подтверждающий его квалификацию (диплом, свидетельство о повышении квалификации и тп.), сменил фамилию после получения такого документа, также в составе заявки должны быть представлены электронные образы документов или электронные документы, подтверждающие такую смену фамилии. При предоставлении в составе заявки подтверждающих документов, такие документы должны предоставляться в виде электронных образов соответствующих полных копий документов или электронных документов, с полностью читаемым текстом. Обращаем внимание участников электронного конкурса на применяемые в отношении настоящего показателя оценки, детализирующего показатель оценки, термины и определения: Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования и(или) фотографирования в качестве, обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (в том числе графической подписи лица, печати (при наличии) и углового штампа бланка (при наличии)), копия с изготовленного на бумажном носителе оригинала документа, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью в составе заявки. Электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, и представленный в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью в составе заявки. При предоставлении в качестве документа, подтверждающего повышение квалификации, удостоверения или свидетельства о повышении квалификации, такой документ должен быть действующим на дату подачи заявки на участие в настоящем конкурсе и содержать все обязательные приложения к нему (при их наличии). К оценке будет приниматься наличие у участника электронного конкурса наличие у участника конкурса следующих руководящих и ключевых сотрудников с заданным уровнем квалификации, соответствующих следующим установленным параметрам, а именно:
- 2 и более сотрудника, предлагаемые в качестве менеджеров/организаторов/составителей экскурсий, по уровню квалификации соответствующие следующим требованиям: высшее образование по направлению "Сервис и туризм" и стаж работы не менее 12 месяцев;
- 5 и более сотрудника, предлагаемых в качестве экскурсоводов (гидов), работающих у участника закупки в должности экскурсоводов (гидов), с действующей на дату подачи заявки аттестацией экскурсоводов (гидов) и/или гидов-переводчиков и включенных в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов- переводчиков, и соответствующие следующим требованиям: имеют высшее образование и дополнительное профессиональное образование (повышения квалификации по профилю деятельности), а так же имеют стаж работы в экскурсионных организациях не менее одного года.
В интересах участников открытого конкурса в электронной форме в целях оптимизации процесса оценки комиссией вторых частей заявок на участие в конкурсе участников закупок Заказчик рекомендует заполнить и предоставить среди документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса заполненную рекомендованную форму "Сведения о наличии у участника закупки ключевых сотрудников определенного уровня квалификации" в соответствии приведенной ниже формой: Рекомендованная форма Сведения о наличие у участников закупки ключевых сотрудников определенного уровня квалификации:
1 2 3 4 5 6
1. Сведения, заполняемые в столбце 1 -
должность
2. Сведения, заполняемые в столбце 2 - ФИО
3. Сведения, заполняемые в столбце 3 -
образование
4. Стаж работы (по специальности,
соответствующей должности сотрудника)
5. Основание работы у участника закупки в
соответствии с Трудовым кодексом РФ.
6. Сведения о квалификации специалиста
Таким образом, из пояснений Заказчика следует, что порядок оценки в рассматриваемой части коррелируется с объектом закупки.
Заказчик пояснил, что в соответствии с нормами Приказа Минтруда России от 24.12.2021 N 913н "Об утверждении профессионального стандарта "Экскурсовод (гид)" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67083), как было выше указано Заказчиком. В процитированном в настоящем возражении профессиональном стандарте указано, что правовой основой для установления требования о прохождении аттестации является Федеральный закон от 20 апреля 2021 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части правового регулирования деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 17, ст. 2879).
Аттестация гидов (переводчиков) проводится на основании Постановления Правительства РФ от 07.05.2022 N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков", и без наличия документа, подтверждающего прохождение специалистами такой аттестации, они не имеют права оказывать экскурсионные услуги.
Таким образом, утвержденный Заказчиком порядок оценки и рассмотрения заявок полностью соответствует нормам Закона о контрактной системе и применяемым подзаконным актам.
При таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по объекту закупки.
Комиссия УФАС провела анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки и приходит к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положению, направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 23, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РТ-ОПЕРАТОР" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 апреля 2024 г. N 44-1540/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024