Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя СПб ГБУ "Центр физической культуры и спорта "Нарвская застава" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей ООО "РМА" (далее - Заявитель) уведомленного о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 8868-ЭП/24 от 04.04.2024) на действия СПб ГБУ "Центр физической культуры и спорта "Нарвская застава" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по дежурству общепрофильной бригады скорой медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий на территории Кировского района Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200273224000016) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, номер извещения 0372200273224000016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 967 500,00 рублей.
В жалобе ООО "РМА" указало, что Заказчик, по мнению Заявителя, в установлении ненадлежащих требований к участникам закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы и просил признать ее необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе).
При этом, частью 6 ст.31 Закона о контрактной системе определено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
По мнению Заявителя, в извещении Заказчик должен был указать наличие следующих лицензий:
- лицензия на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: спортивной медицине; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
- лицензия по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений: - Хранение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Перевозка наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Приобретение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; - Использование наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации в медицинских целях; - Хранение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Перевозка психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Приобретение психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации; - Отпуск (за исключением отпуска физическим лицам) наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; - Использование психотропных веществ, внесенных в список III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской федерации, в медицинских целях.
Согласно п.46 ч. 1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "СБ")", определен перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, подлежащую лицензированию (далее - Постановление N 852).
Согласно Приложения к Постановлению N 852, к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность относятся, в том числе следующие работы: скорой медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения РФ N 866н от 19.08.2021 г. утвержден классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Пунктом 3 Классификатора установлено:
При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги):
по скорой медицинской помощи |
скорая медицинская помощь |
вне медицинской организации |
амбулаторно | ||
скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь |
стационарно (в условиях отделения экстренной медицинской помощи) |
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является оказание услуг скорой медицинской помощи в период проведения Праздника модельно-технического спорта "Елагин слёт".
Заказчиком в извещении установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:
"Участник должен иметь действующую лицензию на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково") в соответствии с подпунктом 46 пункта 1статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с указанием в приложении вида услуг: оказание скорой медицинской помощи. Требование установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения. На территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В извещении установлено требование "Наличие санитарного транспорта класса "В", что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 N 752 "Об оснащении санитарного автотранспорта" обозначает "автомобиль экстренной медицинской помощи", который предназначен для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе."
Соответственно заказчик однозначно определяет необходимый ему вид скорой медицинской помощи, что отображено в документации, подтверждающей соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1.1 статьи 31 Закона:
Согласно п. 17 Приложения N 2 к Порядку оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 388н, выездная бригада скорой медицинской помощи вызывает специализированную выездную бригаду скорой медицинской помощи или выездную экстренную консультативную бригаду скорой медицинской помощи (при их наличии на территории обслуживания) в случаях, когда состояние пациента требует использования специальных методов и сложных медицинских технологий, выполняя на месте до ее прибытия максимально возможный объем медицинской помощи собственными силами и средствами.
Таким образом, непосредственное наличие специализированных бригад (по анестезиологии и реаниматологии, педиатрических, психиатрических и т.д.) при проведении культурно-массового мероприятия не требуется и Заказчиком правомерно не установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности с правом выполнения работ (услуг) при оказании скорой специализированной медицинской помощи, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, приведен в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности. Согласно данному Перечню лицензированию подлежат услуги скорой медицинской помощи, составляющие медицинскую деятельность. В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Таким образом, услуги по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений, хранение наркотических средств и т.д. (полный перечень изложен в жалобе Заявителя), не могут считаться медицинской услугой, в связи с чем установление требования о наличии у участника закупки лицензии на услуги по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений, хранение наркотических средств и т.д. будет являться незаконными, излишним и ограничивающими права и законные интересы потенциальных участников закупки, поскольку предметом закупки является оказание медицинских услуг по скорой медицинской помощи, а не оказание услуг по обороту наркотических средств.
Кроме того, такие виды деятельности не входят в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 года N 852), а также не входят в Классификатор работ, услуг, составляющих медицинскую деятельность (утв. Приказом Минздрава России от 19.08.2021 N 866н).
Если подобные требования предъявляются к лицензируемым организациям в процессе получения лицензии на медицинскую деятельность, то лицензирующий орган проверяет и определяет, соответствует ли лицензиат таким требованиям. Таким образом, при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности Заказчику не требуется какого-то дополнительного подтверждения соответствия организации-участника лицензионным требованиям, такое соответствие уже определил лицензирующий орган.
Предметом оспариваемой закупки является оказание услуг скорой медицинской помощи в период проведения культурно-массового мероприятия, к которым какие-либо специальные требования законодательством не установлены.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не обеспечил присутствие представителя, доказательств обратного сказанному представителями Заказчика, Заявителем, соответственно, не приведено.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы Заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 31, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РМА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 апреля 2024 г. N 44-1523/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024