Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Управления Судебного департамента в Псковской области (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Кромсервис" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9341-ЭП/24 от 09.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Великолукского городского суда Псковской области (извещение N 0157100004123000047),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 19.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Великолукского городского суда Псковской области (извещение N 0157100004123000047) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 167 588 160,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "Кромсервис".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Кромсервис" ззаключён государственный контракт N 0157100004123000047 от 24.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 166 750 219,20 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Кромсервис".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что, в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему, Участник обязался выполнить на объекте Заказчика работы по комплексному капитальному ремонту здания Великолукского городского суда (далее - Работы) в срок до 15.11.2025 включительно (п. 3.1.2 Контракта).
В соответствии с условиями контракта п.2.7.1 Управление выплатило в 2023 году авансовый платеж в размере 6 995 207 руб. 76 коп. Работы по исполнению Контракта выполнены ООО "Кромсервис" на сумму 2 407 281 руб. 92 коп. Подрядчик работы на объекте не ведет, аванс за 2023 год в размере 4 587 925 руб. 84 коп. не отработал, второй этап 2024 года на март в размере 9 079 315 руб. 74 коп., согласно графика выполнения работ не исполнен.
Заказчик направлял претензию (исх. N2127 от 03.10.2023) о нарушении сроков исполнения Работ в соответствии с графиком выполнения работ и непринятием Подрядчиком кардинальных мер, за данные нарушения был вынесен штраф в размере 100000 руб.
В соответствии с условиями контракта Подрядчик должен был за 1 этап выполнить Работы на сумму 16 074 523 руб. 50 коп., однако на 26.03.2024 выполнил Работы на 2 407 281 руб. 92 коп., итого не выполнены Работы на сумму 13 667 241 руб. 58 коп.
В связи с тем, что Подрядчик не отработал аванс в размере 4 587 925 (четыре миллиона пятьсот восемьдесят семь тысяч девятьсот двадцать пять) руб. 84 коп. Заказчик потребовал от Подрядчика перечислить оставшиеся средства на банковские реквизиты для средств, поступающих во временное распоряжение получателя средств федерального бюджета: ИНН 6027049117 / КПП 602701001
На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Кромсервис" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика на основании следующего.
Контракт заключен 24.05.2023, при этом выплата аванса, предусмотренная п. 2.7.1 Контракт, произведена только 30.06.2023, т.е. аванс выплачен только спустя 36 дней после заключения Контракта.
22.06.2023 Подрядчик письмом N4/ВЛ предупредил Заказчика об обстоятельства грозящих годности и прочности результатов выполняемой Работы.
Так, 22.06.2023 в ходе выполнения работ было выявлено, что междуэтажные перекрытия - существующие межэтажные перекрытия представляют собой деревянные брусы 250*125 сдвоенные.
Кроме того, подрядчик указал, что при предыдущем ремонте замена пришедших в негодность балок выполнена в неполном объеме и с нарушением требований проекта. В частности, не выполнены усиления перекрытий с применением металлических балок (швеллер 20У). По факту предыдущим подрядчиком были установлены деревянные балки с опорой на стену только с одной стороны. Вторая сторона зафиксирована на поперечную балку с помощью крепежных опор на саморезы по дереву 3,5*65. Узел крепления балки в несущую стену не имеет гидроизоляции, опорных пластин, утеплителя.
Вместе с тем, согласно п. 8.1.6 СП 70.13330.2012 (далее - Свод правил) перед монтажом деревянных конструкций, которые контактируют с более теплопроводными материалами (кирпич, бетон и др.) необходимо выполнить работы по устройству между ними гидроизоляционных и, при необходимости, теплоизоляционных прокладок.
Более того, согласно п. 6.2.1 Свода правил, балки монтируются с обязательной установкой опоры на несущие конструкции.
Таким образом, Подрядчиком было установлено, что существующие конструктивные решения, нарушающие требования СП 70.13330.2012, создают риски нанесения существенного материального ущерба Заказчику, а также угрожают безопасности работников и посетителей здания суда. По мнению Подрядчика, продолжение предусмотренных Контрактом работ без устранения имеющихся нарушений создавало прямую угрозу их результату, и ставило под сомнение его ценность для потребностей Заказчика.
Однако, по состоянию на 15.04.2024 от Заказчика не поступило никаких указаний по указанным обстоятельствам.
Также Подрядчик отметил следующее.
Пунктом 1.1. Контракта предусматривает, что Подрядчик выполняет на объекте Заказчика работы по комплексному капитальному ремонту здания Великолукского городского суда.
Во исполнение п. 1.1 Контракта, а также Приложения N 3 и Приложения N 4 к Контракту Подрядчик в сроки, предусмотренные Контрактом, приступил к следующим видам:
1) прокладка сетей водопровода.
2) прокладке сетей бытовой канализации.
3) прокладке сетей ливневой канализации и дренажа.
4) подключению к сети отопления и устройству индивидуального теплового пункта.
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- Письмо от 20.06.2023 в адрес МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки. Данным письмом Подрядчик обратился в адрес МУП "Тепловые сети" с целью согласования проектов по подключению к сети отопления и устройству индивидуального теплового пункта.
- Письмо от 20.06.2023 в адрес МП "Водоканал" г.Великие Луки с целью согласования проектов по прокладке:
-наружных сетей водопровода;
-наружных сетей бытовой канализации;
-наружных сетей ливневой канализации и дренажа.
Таким образом, по мнению Подрядчика, он, вопреки утверждениям Заказчика, своевременно приступил к выполнению обязательств, предусмотренных Контрактом.
Также представитель Подрядчика отметил, что Заказчик направлял в адрес Подрядчика претензию о нарушении сроков только в 2023 году. При этом, Подрядчик полагает, что данная претензия выставлена незаконно в связи с тем, что увеличение промежуточных сроков выполнения Работ возникло не по вине ООО "Кромсервис".
Так, Подрядчик указал, что ООО "Кромсервис" в рамках выполнения работ, предусмотренных Контрактом, письмом от 20.06.2023 обратилось в адрес МП "Водоканал" г. Великие Луки с целью согласования проектов по прокладке наружного водопровода. От МП "Водоканал" г. Великие Луки поступило указание провести работы по прокладке водопровода методом прокола, так как для врезки в колодец необходимо вскрывать автодорогу, на которой недавно закончился капитальный ремонт.
В связи с вышеизложенным Подрядчик письмом от 18.08.2023 N 9/В Л обратился в адрес Заказчика с просьбой согласовать прокладку наружного водопровода методом прокола, ведущего к внесению изменений в сметную документацию.
При этом, Заказчик согласовал выполнение работ в соответствии с указаниями данными МП "Водоканал" г. Великие Луки только 22.09.2023 (ответ N 2055), т.е. спустя месяц после направления запроса.
Аналогичная задержка согласования предложения Подрядчика возникла в отношении конструкции пола в коридорах и санузлах.
Так, 11.09.2023 Подрядчик обратился к Заказчику с предложением об изменении конструкции пола в коридорах и санузлах в целях оптимизации выполнения работ.
Заказчик ответил на указанный запрос Подрядчика только 20.12.2023, что подтверждается Актом рабочей комиссии, направленным по электронной почте 20.12.2023. Таким образом, задержка в согласовании составила более, чем три месяца.
Также, Подрядчик отметил, что, указывая в качестве обоснования одностороннего отказа от исполнения контракта сослался на положения п. 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что Заказчик вправе расторгнуть Контракт при условии, что подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку является невозможным. Вместе с тем, подрядчик указал, что Заказчиком не представлено доказательств того, что Подрядчик не успел бы завершить все предусмотренные контрактом работы к 25.12.2025 - дате, установленной в соответствии с п. 3.3 Контракта в качестве срока исполнения работ.
Подрядчик указал, что исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, осуществляется в полном соответствии с условиями контракта, о чем свидетельствует, в том числе то обстоятельство, что Подрядчиком обеспечен ввоз материалов и оборудования, необходимых для исполнения Контракта Подрядчиком, что подтверждается
1.счет-фактура от 22.03.2024 N 215/036482-2;
2.счет-фактура от 22.03.2024 N 215/036482-3;
3.счет-фактура от 25.03.2024 N 1;
4.товарно-транспортная накладная от 22.03.2024 N 215/036483-2;
5.товарно-транспортная накладная от 22.03.2024 N 215/036483-3;
6.товарно-транспортная накладная от 22.03.2024 N 215/036483-33;
7.товарно-транспортная накладная от 22.03.2024 N 215/036482-3.
Кроме того, в настоящий момент Подрядчиком с целью производства электромонтажных работ, предусмотренных Контрактом, осуществляется закупка материалов и оборудования, что подтверждается документами:
1. счетом от 02.04.2024 N 215/036640;
2. счетом от 02.04.2024 N 215/036636-4.
Таким образом, Подрядчик указал, что не уклонялся от исполнения Контракта, а последовательно и добросовестно выполнял предусмотренные работы и своевременно сообщал Заказчику об имеющихся препятствиях по исполнению Контракта.
Также, в целях урегулирования сложившейся ситуации, Подрядчик обратился к Заказчику письмом от 04.04.2024 в котором указал, что не уклоняется от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом и просил отменить Решение об одностороннем отказе.
Однако, Заказчик отказался отменять принятое Решение и в ответе (письмо от 08.04.2024 N 734) на возражение Подрядчика Заказчик указал следующее:
"По информации ООО "СТРОЙ-КА", осуществляющей строительный контроль за выполнением работ на объекте, в 2023 году при приемке работ на объекте установлено отсутствие рабочих Подрядчика на объекте, а именно с 28.08.2023 по 12.09.2023, с 21.09.2023 по 22.09.2023, 01.11.2023 по 11.12.2023, а также с 15.01.2024 по 18.03.2024 работы на объекте не проводились.".
При этом, Подрядчик отметил, что Заказчик не представил письменных доказательств того, что в указанные сроки Подрядчиком Работы не выполнялись, в том числе не представлены акты освидетельствования, записи в журналах работ и т.д.
В качестве подтверждения добросовестности Подрядчик также указал, что ООО "Кромсервис" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в Реестре недобросовестных поставщиков сведения о Подрядчике ранее не вносились.
Также Подрядчик указал, что намерен исполнять Контракт, в связи с чем обратился с иском в Арбитражный суд о признании недействительным одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, что подтверждается иском, описью вложения и квитанцией АО "Почта России" от 14.04.2024.
На основании вышеизложенного представитель Подрядчика ходатайствовал о невключении ООО "Кромсервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, Комиссия УФАС установила, что Участником предпринимались меры по добросовестному исполнению государственного контракта. При этом, Комиссия УФАС отметила, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что нарушение сроков исполнения Контракта было обусловлено исключительно действиями Подрядчика, а также доказательства того, что Подрядчик не смог бы завершить полный объем работ в срок до 25.12.2025 года.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Кромсервис" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Кромсервис" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Кромсервис" (ИНН: 7728026134), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2024 г. N РНП-78-590/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024