Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "СтройСервисПроект" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9318-ЭП/24 от 09.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) и проведению ремонта с заменой элементов в Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение N 0172200004923000314),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) и проведению ремонта с заменой элементов в Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в 2024-2025 годах (извещение N 0172200004923000314) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 293 995,01 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.12.2023 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "СтройСервисПроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СтройСервисПроект" заключен государственный контракт N 314 от 14.12.2023 (далее - Контракт) на сумму 800 000,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.12 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
11.12.1. Неоднократного нарушения Исполнителем обязательств по Контракту.
11.12.2. Существенного нарушения требований к качеству оказываемых услуг (обнаружение неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
11.12.3. Если у Исполнителя отозвана лицензия либо закончился и не продлен срок действия лицензии.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СтройСервисПроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) и проведению ремонта с заменой элементов в Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Услуги) в срок с 01.01.2024 по 31.12.2025 (п. 2.2 Контракта).
Пунктом 2.3 Контракта установлено, что места оказания Услуг (адреса зданий администрации Приморского района Санкт-Петербурга) согласно Приложению N 1 к Техническому заданию (далее - Объект, Объекты):
- г. Санкт-Петербург, улица Савушкина, 83, лит. А;
- г. Санкт-Петербург, аллея Котельникова, 2, лит. А;
- г. Сакнт-Петербург, ул. Школьная, д. 68, лит. А, пом. 3Н, 4Н.
Согласно п. 1.1 Приложения N 3 к Описанию объекта закупки, Исполнитель не позднее 25 рабочих дней с момента заключения Контракта обязан провести первичное обследование КСОБ на Объектах для определения технического состояния оконечного оборудования и систем в целом.
26.02.2024 в адрес Исполнителя была направлена претензия о том, что в месте оказания услуг по адресу: ал. Котельникова, д. 2, лит. А не проведено первичное обследование. Заказчиком дан срок Исполнителю в течении 5 календарных дней с момента размещения Претензии в ЕИС провести первичное обследование.
Однако по состоянию на 22.03.2024 первичное обследование по вышеуказанному адресу Участником не проводилось.
Кроме того, 28.02.2024 Заказчиком в адрес Исполнителя был направлен Акт экспертизы с перечнем выявленных замечаний по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности в зданиях администрации. Исполнителю требовалось устранить замечания указанные в акте экспертизы в срок до 07.03.2024.
Вместе с тем по состоянию на 22.03.2024 замечания в полном объеме не были устранены Исполнителем, письменного ответа о сроках устранения замечаний в адрес Заказчика не поступало.
13.03.2024 в здании администрации по адресу: ул. Савушкина, д. 83 сработала система автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС). Сигнал о срабатывании АПС не поступил на пост СПб ГКУ "Городской Мониторинговый центр".
21.03.2024 СПб ГКУ "Городской Мониторинговый центр" направил подрядную организацию ООО "М-ТЕЛЕКОМ" для проверки работоспособности системы формирования приема передачи телематических сигналов (далее - СФППТС). В акте выполненных аварийно-восстановительных работ указано, что шлейф сопряжения АПС с СФППТС не нарушен. Выявлена неисправность системы АПС, обслуживание которой проводит ООО "СтройСервисПроект".
Данный факт является грубейшим нарушением п. 5.1.4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 636 от 03.06.2009 (с изменениями от 15.03.2022) и условий Контракта.
Так же Заказчиком было выявлено, что феврале 2024 года не было проведено тестирование охранной сигнализации в помещениях NN 106, 113, 214 здания администрации по адресу: ул. Савушкина, д. 83. Данный факт является нарушением п. 5.1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 636 от 03.06.2009 (с изменениями от 15.03.2022) и условий Контракта.
На основании изложенного и п. 11.12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СтройСервисПроект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что что внесение сведений об ООО "СтройСервисПроект" в реестр недобросовестных поставщиков чрезмерно по отношению к фактическим обстоятельствам исполнения Контракта.
Письмом от 25.03.2024 N 11/24 Исполнитель сообщил Заказчику об устранении большинства замечаний (более 90%) из указанных Заказчиком в акте от 28.02.2024. По не устраненным пунктам замечаний Заказчику были представлены следующие пояснения:
Система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией на ул. Савушкина, 83, лит. А:
пункт N 8: в проекте не указано точное место расположения РРОП2. вследствие чего незакрепленный прибор не найден;
пункт N 9: ИБР исп3 каб. N 206 - нет стены за потолком, закреплен на балку, согласно проектной документации;
пункт N 10: РРОП2 проводка открытым монтажом, демонтаж старого кабеля и прокладка нового не входит в Контракт, работа не проводилась;
пункт N 11: линии связи приборов СПС выполнены по витой паре, монтировала сторонняя организация (после этого осуществлялась приемка смонтированного оборудования, в приемке работ ООО "СтройСервисПроект" не участвовало, линия связи принята Заказчиком в таком состоянии);
пункт N 13: отсутствует крышка на блоке питания, блок установлен и работает исправно, крышка на работу прибора не влияет;
пункты N 15, 30, 31, 37, 38: сирены 11.2, 11.7, 11.9, 15.5, 15.8 - по факту отсутствуют, но есть в проекте. В коробках со снятым оборудованием отсутствуют, также отсутствуют отверстия в стенах, указывающие на их установку когда-либо;
пункт N 65: Табло P1.11 отсутствует в проекте, определить место установки невозможно;
пункт N 66: Табло Р1.12 отсутствует в проекте, определить место установки невозможно.
Система видеонаблюдения на ул. Савушкина, 83, лит. А:
пункты N 9, 10: аккумуляторы для ИБП N 1, 2 заказаны, ООО "СтройСервисПроект" ожидает поставку;
Система видеонаблюдения на ул. Школьная, д. 68:
второго устройства РКТС (Браслет) не обнаружено в учреждении после ремонта помещений.
Из изложенного следует, что на 25.03.2024 имелись незначительные недостатки обслуживания систем КСОБ, часть замечаний вообще не относится к обязательствам ООО "СтройСервисПроект".
Тем не менее Заказчик письмом от 26.03.2024 N исх-01-19-1718/24-0-0 направил Исполнителю Решение об одностороннем отказе от государственного контракта от 14.12.2023 N 314.
Письмами от 02.04.2024 N 05/03-1, от 04.04.2024 N 04/04-3, от 05.04.2024 N 05/04-1 ООО "СтройСервисПроект" сообщило Заказчику следующее:
1. На объекте по адресу аллея Котельникова, 2, лит. А первичное обследование так же, как и по другим объектам было проведено 23.01.2024. Акт первичного обследования был передан на руки представителю Заказчика по данному объекту Воронину Даниилу Евгеньевичу, который обязался передать его заведующему отделом по обслуживанию зданий администрации Петренко И.А., но не смотря на неоднократные просьбы передать, не сделал этого. Письмом от 05.04.2024 N 05/04-1 Акт первичного обследования по адресу аллея Котельникова, 2, лит. А был повторно направлен Заказчику.
2. Повторно предоставило Заказчику отчет об устранении замечаний, указанных в акте от 28.02.2024.
3. Просило Заказчика пригласить экспертную комиссию для приемки выполненных работ по устранению замечаний, указанных в Решении и акте экспертизы от 28 .02.2024.
4. Сообщило о проведении тестирования прохождения сигналов о срабатывании средств КСОБ в ГКУ "ГМЦ". АПС исправна и передает сигналы по интерфейсу RS 232 на блок сопряжения. Причина не прохождения сигнала в ГКУ "ГМЦ" от систем КСОБ была в неисправности (зависшем состоянии) прибора "Устройство оконечное АРГУС СПЕКТР УОП-АВ", требовалась перезагрузка устройства путем отключения питания, что не выполнил подрядчик ГКУ "ГМЦ" - ООО "M-ТЕЛЕКОМ", тем самым не восстановив работоспособность прибора. Данное устройство не входит в состав обслуживаемого оборудования по Контракту. УОП-АВ было установлен и находится на балансе ГКУ "ГМЦ".
Из изложенного выше следует, что допущенные ООО "СтройСервисПроект" нарушения были устранены до вступления решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в силу.
Вместе с тем представитель Участника просил Комиссию УФАС учесть тот факт, что ООО "СтройСервисПроект" за последние 3 (три) года своей деятельности в сфере оказания услуг по государственным и муниципальным заказам заключило 510 контрактов и договоров на общую сумму 112,1 млн. руб. В настоящее время ООО "СтройСервисПроект" имеет 337 действующих контрактов и договоров на обслуживание государственных и муниципальных заказчиков, большинство из которых являются социальными учреждениями. Включение сведения об ООО "СтройСервисПроект" в реестр недобросовестных поставщиков создаст угрозу исполнения действующих контрактов и надлежащего содержания обслуживаемых объектов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СтройСервисПроект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС установлено, что Участником на Официальном сайте размещены документы о приемке от 04.03.2024 и 31.03.2024, однако Заказчик в нарушение п. 6.5 Контракта надлежащим образом не осуществил приемку оказанных Услуг. Мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа, перечня недостатков и сроков их устранения Исполнителем размещен Заказчиком не был, как и подписанные со стороны Заказчика документы о приемке.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СтройСервисПроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СтройСервисПроект" (ИНН: 7802770198), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2024 г. N РНП-78-579/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024