Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СПб НИИ СП им. И.И. Джанелидзе (далее - Заказчик):
ИП Зимина Александра Анатольевича (далее - Участник, ИП Зимин А.А.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 9321-ЭП/24 от 09.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинских изделий (перчатки медицинские) лот N 2 (извещение N 0372200219623000374),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Уполномоченным органом СПб ГКУ "Дирекция по закупкам комитета по здравоохранению" 20.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (перчатки медицинские) лот N 2 (извещение N 0372200219623000374) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 1 978 160,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 312,79 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Зимин А.А., предложивший начальную сумму цен товара, работы, услуги - 591,03 рублей.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Зиминым А.А. заключен государственный контракт N 0372200219623000374 от 15.12.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 3.3.5, 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Зиминым А.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинских изделий (перчатки медицинские) лот N 2 (далее - Товар) по заявкам Заказчика в период с 01.01.2024 по 01.12.2024 (п. 5.1 Контракта).
Согласно п. 5.1 Контракта сроки поставки определяются заявкой о получении Товара (Приложение N 3 к Контракту).
В соответствии с заявкой, направленной в адрес Участника 12.02.2024, поставка Товара на сумму 487 340 рублей выполняется в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
16.02.2024 Участник направил в адрес Заказчика письмо о заключении дополнительного соглашения на поставку перчаток другой торговой марки и отличных от необходимых Заказчику характеристик.
Согласно ст. 95 Закона о контрактной системе заключение дополнительного соглашения является правом заказчика и допускается по согласованию сторон.
В адрес Участника 12.03.2024 была направлена повторная заявка на поставку необходимого Заказчику Товара на сумму 487 340 рублей, которая выполняется в течение 5 рабочих дней с момента получения заявки Заказчика.
Однако по состоянию на 27.03.2024 Товар в адрес Заказчика поставлен не был.
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п.п. 3.3.5, 12.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
27.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Зиминым А.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что что внесение сведений об ИП Зимине А.А. в реестр недобросовестных поставщиков чрезмерно по отношению к фактическим обстоятельствам исполнения Контракта ввиду следующего.
В адрес Участником была направлена заявка от 12.02.2024 на поставку Товара.
Участник в адрес Заказчика направил письмо (исх. N 175 от 16.02.2024) с просьбой поставить перчатки товарной марки SFM производства Германия и товарной марки Меркатор производство Малайзия и Таиланд и товарной марки ARCHDALE производство Малайзия и Таиланд по причине отсутствия на складах официального импортера и уполномоченного представителя ООО "Бинови" медицинских перчаток под торговой маркой Benovy и поступления указанных перчаток на склад только в июне 2024 года.
В письме от 26.02.2024 исх. N 180 ИП Зимин А.А. изложил ранее доведенную до Заказчика информацию, а также указал на характеристики медицинских перчаток, которые являются улучшенными по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте.
Однако Заказчик отказался заключить дополнительное соглашение к Контракту, несмотря на то, что законодательством о контрактной системе при сложившихся отношениях прямого запрета на заключение дополнительного соглашения нет.
Следует отметить, что при исполнении контракта для нужд Заказчика Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N2 святой Марии Магдалины" возникла аналогичная ситуация с поставкой перчаток медицинских торговой марки Benovy. Стороны по контракту заключили дополнительное соглашение.
В письме от 04.03.2024 исх. 0403-3 ООО "Бинови" довело до сведения информацию о том, что в связи с обстоятельствами непреодолимой силы - введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении экономический деятельности юридических лиц Российской Федерации, транспортными затруднениями, ближайшее поступление перчаток латексных неопудренных нестерильных смотровых по РУ N ФСЗ 2012/12488 от 14.02.2018 ожидается не ранее апреля 2024 года.
Из обстоятельств дела следует, что Участник предпринимал меры по исполнению Контракта, предлагал заменить Товар на Товар с улучшенными характеристиками с соблюдением требований законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Зимина А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая невозможность поставки Товара в соответствии с условиями Контракта, подтверждающейся соответствующими документами, представленными на заседание Комиссии УФАС, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Зимина А.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Зимина Александра Анатольевича (ИНН: 666200290486), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 апреля 2024 г. N РНП-78-582/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024