Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - Заказчик),
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "САЛАУАТ" (далее - Заявитель, ООО "САЛАУАТ"),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 11.04.2024 N АК/842/24, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "САЛАУАТ", рассмотрев жалобу ООО "САЛАУАТ" на действия Заказчика при проведении закупки способом открытого конкурса в электронной форме N 0179600001224000019 "Капитальный ремонт Муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа города Черкесска" (далее - Конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "САЛАУАТ" на действия комиссии Заказчика при проведении Конкурса.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 105 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы ООО "САЛАУАТ", Конкурсная комиссия Заказчика неправомерно отклонила его заявку от участия в Конкурсе.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что Конкурсная комиссия Заказчика при рассмотрении заявок участников закупки руководствовалась требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы Заявителя Комиссией Управления состоялось 16 апреля 2024 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "САЛАУАТ", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
21.03.2024 в 17:38 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован открытый конкурс N 0179600001224000019 "Капитальный ремонт Муниципального казенного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа города Черкесска" (извещение о проведении закупки - 21.03.2024 в 17:38 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта - 84 092 780, 00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 21.03.2024 в 17:38 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 05.04.2024 в 08:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных ст. 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным ч.ч. 2, 3 и 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно протоколу рассмотрения и оценке вторых частей заявок на участие в закупке от 08.04.2024 N 0179600001224000019-3-1, заявка с идентификационным номером N 2 отклонена по причине "Отказ в принятии независимой гарантии, предусмотренный ч. 6 ст. 45 Федерального закона 44-ФЗ (в случае установления в соответствии со ст. 44 Федерального закона 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки требования обеспечения заявки на участие в закупке). Причина несоответствия: Несоответствие независимой гарантии требованиям извещения о проведении закупки. Участником закупки представлена независимая гарантия, не соответствующая требованиям извещения о проведении закупки. Пунктом 16.2 независимой гарантии установлено дополнительное условие, согласно которому "Независимая гарантия может быть изменена гарантом без согласия бенефициара только в части увеличения суммы и/или срока действия настоящей независимой гарантии путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии". Так, данное условие может быть прочтено несколькими способами: 1. Независимая гарантия может быть изменена гарантом без согласия бенефициара только в части увеличения суммы и срока действия настоящей независимой гарантии путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии 2. Независимая гарантия может быть изменена гарантом без согласия бенефициара только в части увеличения суммы настоящей независимой гарантии путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии. 3. Независимая гарантия может быть изменена гарантом без согласия бенефициара только в части срока действия настоящей независимой гарантии путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии Данная формулировка, согласно буквальному толкованию, предоставляет Гаранту право изменять срок действия гарантии по своему усмотрению не только в сторону увеличения, но и в сторону уменьшения срока".
В соответствии с ч. 8 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системы, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением независимых гарантий, указанных в ч. 8.1 ст. 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
Согласно ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системы.
В соответствии с требованием конкурсной документации Независимая гарантия, выданная участнику закупки для целей на участие в закупке, должна соответствовать требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе и Постановления N 1005.
Согласно п. 16 Типовой формы независимой гарантии предусматривается возможность указания дополнительных условий независимой гарантии, однако такие дополнительные условия не должны противоречить Закону о контрактной системе и положениям извещения о закупке, проводимой на заключение контракта, в обеспечение которого представляется независимая гарантия.
Комиссией Управления установлено, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена Независимая гарантия N 10775641 от 04.04.2024, выданная ПАО АКБ "Абсолют Банк" (далее - Независимая гарантия).
Согласно п. 16.2 Независимой гарантии Заявителя, "Независимая гарантия может быть изменена гарантом без согласия бенефициара только в части увеличения суммы и/или срока действия настоящей независимой гарантии путем выпуска дополнения к настоящей независимой гарантии".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения п. 16.2 Независимой гарантии установлены неоднозначным образом и могут повлечь за собой ограничение прав и законных интересов Бенефициара, в том числе повлечь за собой ограничение выплат по представленной Независимой гарантии.
В силу п. 2 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Независимая гарантия является способом обеспечения исполнения обязательств и относится к договору присоединения.
В соответствии с ч. 1 ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Согласно ч. 2 ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения.
Таким образом, Комиссия Управления полагает, что указанное Заказчиком основание для отказа в принятии Независимой гарантии является обоснованным, и приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Комиссии Заказчика.
Вместе с тем, бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на Заявителя жалобы, учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающие обоснованность своих доводов, не представил. В связи с чем указанные Заявителем доводы не подтверждены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "САЛАУАТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 16 апреля 2024 г. N 009/06/106-69/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024