Резолютивная часть оглашена
10.04.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Продсервис" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку фруктов (извещение N 0842300004024000134, начальная (максимальная) цена контракта - 477 002,50 руб.),
в присутствии представителей: от Уполномоченного органа, от Заявителя (с надлежаще оформленными доверенностями),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика, Аукционной комиссии при заключении контракта по итогам электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителя:
1. заказчиком неправомерно признана соответствующей заявка N101, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения.
2. при процедуре подписания контракта заказчиком неправомерно применены условия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 4 заявки. Все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, приложениям к нему, Закону о контрактной системе. Победителем закупки признано ООО "ПРОДСЕРВИС" (заявка N178), с предложением цены контракта - 436 457,23.
Комиссией Самарского УФАС установлено, что участники закупки N 106,178, 229 задекларировали товары иностранного происхождения. Участник N101 задекларировал страну происхождения товара - Российская Федерация.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пункту 1.6. Приказа 126н, подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Поскольку, победителем признан участник закупки в заявке которого содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, цена контракта снижена Заказчиком на 15 % от цены, предложенной победителем.
Вместе с тем, в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (пункт 2.2) установлено, что товарами, полностью произведенными в государстве - участнике Соглашения, считаются, в том числе, продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране.
Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. N 49 (далее - Правила), также установлено, что товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары, в частности, полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 Правил. А подпунктом 2 пункта 4 Правил регламентировано, что полностью полученными или произведенными в стране признается продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране.
Кроме того, в соответствии с техническим заданием данной закупки поставляемый товар (бананы) должен соответствовать ГОСТ Р 51603-2000 "Бананы свежие".
В соответствии с указанным ГОСТ, стандарт распространяется на свежие бананы рода Musa, группы AAA, импортируемые, предназначенные после дозаривания для реализации в свежем виде. Таким образом, ссылка на вышеуказанный ГОСТ предполагает, что поставляемый товар (банан) будет иностранного происхождения.
На официальном сайте Россельхознадзора также указано, что на территории нашей страны бананы не выращиваются. Эта растительная продукция не может выращиваться в условиях нашей страны и завозится из различных регионов мира с тропическим климатом.
Таким образом, заявка участника ООО "МАЙХОЛДИНГ" (N101) содержала недостоверные сведения предложения о поставке товара, страной происхождения которых является исключительно Российская Федерация.
Более того, с учетом того, что в техническом задании прямо было указано на соответствие поставляемых бананов ГОСТ Р 51603-2000, которое распространяет своё действие исключительно на импортные бананы, исходя из своего содержания, то участник, продекларировав в своей заявке предложение о поставке бананов российского происхождения, предложило к поставке товар, не соответствующий техническому заданию заказчика.
В связи с этим заявка N101 подлежала отклонению.
Пунктом 2 Приказа N 126н установлено, положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 Приказа N 126н не применяются при проведении аукциона, в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложении и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям документации о закупке, содержат предложение о поставке указанных в Приложении товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Заказчиком неправомерно направлен контракт ООО "ПРОДСЕРВИС" с ценой, уменьшенной на 15% от предложенной победителем.
Указанные доводы подтверждаются сложившейся судебной практикой (Постановление суда 17 Арбитражного апелляционного суда от 09.11.2023 NФ09-5899/23, Решение Арбитражного суда Самарской области NА55-6997/2021 от 09.12.2021 года).
Таким образом, аукционной комиссией Заказчика при рассмотрении заявок допущено нарушение ч. 5 ст. 49, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОДСЕРВИС" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение ч. 5 ст. 49, п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное к исполнению Предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 апреля 2024 г. N 118-15336-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024