Резолютивная часть оглашена
16.04.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе (до перерыва/после перерыва),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Порт системс" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N1" (далее - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N1" (извещение N 0342300212924000104, начальная (максимальная) цена контракта - 595 253,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на положения извещения о проведении закупки, приложений к нему при проведении электронного запроса котировок
Согласно доводам жалобы, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении извещения о проведении электронного запроса котировок, приложений к нему, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик предоставил запрашиваемые документы, письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение о проведении закупки, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно также содержать документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в пункте 6 Описания объекта закупки установлены избыточные требования к перчаткам хирургическим из латекса гевеи, неопудренным, антибактериальным, а именно класс потенциального риска применения 2а (в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН).
В пункте 6 Описания объекта закупки Заказчиком, в частности, требуется: "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные. Внутреннее покрытие полимерное (синтетическое) покрытие, в составе должен содержаться антисептик на основе хлоргексидина; Класс потенциального риска применения 2а (в соответствии с регистрационным удостоверением РЗН)".
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 16.05.2023 N ТН/37551/23 "О формировании документации о закупке медицинских изделий" класс потенциального риска медицинского изделия не является терапевтически или диагностически значимой характеристикой, а включение в описание объекта закупки требований о соответствии медицинских изделий определенному классу потенциального риска применения может привести к сокращению количества участников закупки и не соответствует Закону о контрактной системе и Закону о защите конкуренции.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2024 NИЗК1 на участие в закупке подана только 1 заявка.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с письмами ФАС России от 20.09.21 г. N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 г. описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Заказчиком документального подтверждения соответствия перчаток по пункту 6 описания объекта закупки не менее чем двум производителям не представлено.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается обоснованным, в действиях Заказчика устанавливается нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Порт системс" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное к исполнению Предписание об устранении нарушений.
4.Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 апреля 2024 г. N 123-14981-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024