На основании уведомления о проведении внеплановой проверки N 3315/24 от 29.03.2024 г. в связи с истечением срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе предписания, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) ГБУ ПК "Озерский ЦСО" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17 (изв. N 1056500006324000007).
Проверка проведена Комиссией
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения положений Закона о закупках Заказчиком, Единой комиссией Государственного бюджетного учреждения Пермского края "Озерский центр социального обслуживания" (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
13.02.2024 г Комиссией Пермского УФАС России было принято решение по жалобе ООО "Адва Директ Групп" на действия ГБУ ПК "Озерский центр социального обслуживания" при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО"по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17 (изв. N 1056500006324000007).
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Согласно ч. 23 ст. 99 Закона о закупках предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.
В ходе проведения внеплановой проверки, рассмотрения доводов жалобы, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном установлении требования о необходимости членства участника конкурентной процедуры в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
На основании вышеуказанного, 13.02.2024 г. Комиссией было принято решение о выдаче предписания Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки об устранении нарушений законодательства о закупках.
Согласно предписанию от 13.02.2024 г. в целях устранения нарушений требований Закона о закупках Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки необходимо было совершить следующие действия.
1. Котировочной комиссии, Заказчику:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЗК1;
2. Заказчику:
- внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона, в приложения к нему с учетом решения Комиссии от 13.02.2024 г. по жалобе Заявителя и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- разместить соответствующую информацию в Единой Информационной Системе.
- совершить дальнейшие действия с учетом требований Закона о закупках;
3. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность Заказчику, Котировочной комиссии исполнить пункты 1,2 настоящего предписания.
4. В срок до 11.03.2024 г. Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
5. В срок до 12.03.2024 г. Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалоба).
Исходя из информации, опубликованной на официальном сайте ЕИС в сфере закупок, Заказчиком, Котировочной комиссией размещено Извещение об отмене документа "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.02.2024 NИЗК1" от 21.02.2024 NОП1.
На основании указанного следует, что Котировочная комиссия, Оператор электронной площадки в своей части исполнили требования, указанные в предписании Комиссии Пермского УФАС России от 13.02.2024 г.
Комиссией установлено, что 22.02.2024 Заказчиком размещены изменения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме от 22.02.2024 NИИ2 в ред. N3
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно материалам извещения, объектом данной закупки является изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы).
В силу ч. 4 ст. 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено ст. 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч. 2 ст. 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Исходя из вышеизложенных положений ст. 48 ГрК РФ Комиссия приходит к выводу, что работы по договорам о подготовке проектной документации, которая составляется для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Как уже было указано выше, объектом данной закупки является изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы).
Вместе с этим Комиссия отмечает, что из наименования объекта обжалуемой процедуры, а также из описания объекта закупки, следует, что в рамках контракта, на право заключение которого осуществляется конкурентная процедура, не осуществляется разработка документации для обеспечения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рамках контракта, заключаемого по результатам обжалуемой закупочной процедуры, не осуществляются работы, которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.
Также стоит обратить внимание на то, что в соответствии положениями письма МЧС России от 19.04.2019 N 19-2-4- 1616 "О рассмотрении обращения", при разработке проектной документации на системы противопожарной защиты на эксплуатируемых объектах защиты необходимость участия в саморегулируемых организациях в области архитектурно-строительного проектирования действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Комиссия сообщает, что требование об исполнении предусмотренных извещением работ только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования было исключено Заказчиком из материалов извещения.
Вместе с тем, в п. 1.13 приложения к извещению под наименованием "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" указано следующее: Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства в соответствии с ч.4 ст. 48, и иными нормами ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Подтверждением соответствия вышеуказанным требованиям является наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в области архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства (в соответствии с ч.4 ст. 48, и иными нормами ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом) Сведения из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах должны содержать информацию об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда. Сведения из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах должны содержать информацию об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Уровни ответственности члена СРО должны соответствовать цене контракта, предложенной участником закупки или начальной (максимальной) цене контракта (при отсутствии предложений о цене контракта). Совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого, таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия отмечает, что требуемые изменения не были внесены в приложение к извещению - Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению.
Комиссия обращает внимание на то, что положения Требовании к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению и извещения не коррелируют между собой.
Комиссия отмечает, что формулировки, указанные в приложениях к извещению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованным в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Котировочной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
На основании указанного выше, поскольку требуемые изменения в извещение и приложения к нему в полном объёме не были внесены, в действиях Заказчика, не исполнившего предписание Пермского УФАС России от 13.02.2024 г., имеются нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках. Доказательств обратного не представлено.
ВЫВОД:
1. ГБУ ПК "Озерский ЦСО" при проведении запроса котировок в электронной форме на изготовление проектно-сметной документации на монтаж СОУЭ (фотолюминисцентной эвакуационной системы) в здании Октябрьского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, с. Богородск, ул. Школьная 9, в здании спального корпуса со столовой ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, д. Березовая гора, ул. Трактовая, д. 53, в здании Сарсинского филиала ГБУ ПК "Озерский ЦСО" по адресу: Пермский край, Октябрьский район, пос. Сарс, ул. Мира,17 (изв. N 1056500006324000007) допущены нарушения п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о закупках.
2. В целях устранения нарушений Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
3. Передать материалы настоящей внеплановой проверки должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 апреля 2024 г. N 109 (ключевые темы: саморегулируемые организации - котировочная комиссия - участники закупок - архитектурно-строительное проектирование - филиал)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024