Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Воронежского УФАС) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8" - Милюковой Е.С.; Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - Репниковой О.Н., Шаталовой О.А.,
в отсутствие представителей ИП Хирёва М.В. (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом посредством ЕИС),
рассмотрев жалобу ИП Хирёва М.В. на действия Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001024002573),
У С Т А Н О В И Л А :
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ИП Хирёва М.В. (далее - Заявитель) на действия Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001024002573).
По мнению Заявителя, действия Заказчиков и Уполномоченного органа нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части составления описания объекта закупки таким образом, что под совокупность характеристик подходит товар лишь одного производителя.
В рассмотрении жалобы 10.04.2024 г. объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.04.2024 г.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
26.03.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0131200001024002573 (далее - Извещение) о поведении совместной закупки, Заказчиком-координатором которой является БУЗ ВО "ВГКБСМП N 8".
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 200 000,00 руб.
В силу ч. 5 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что исполнением требований Закона о контрактной системе является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в Описании объекта закупки.
Так, Заказчиком во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе представлено Описание объекта закупки в виде электронного документа - "Приложение 3 (02491) Описание объекта закупки", который содержит, в том числе, следующую информацию:
Наименование товара (работ, услуг), код ОКПД 2, КТРУ |
Характеристики товара (работ, услуг) |
|
Наименование показателей |
Значение показателя |
|
Система стабилографии
26.60.12.129
26.60.12.129-00000041 |
Назначение |
Визуализация и подсчёт с помощью электроники проприоцептивной чувствительности осматриваемой конечности при проведении тестирований и реабилитации |
Проведение терапии в нестабильном режиме |
Наличие |
|
Сохранение результатов тестирований и тренировок в компьютер |
Наличие |
|
Изменение активного сопротивления и нестабильности платформы |
Наличие |
|
Использование в моноподальном и биподальном режимах |
Наличие |
|
Тестирования |
Наличие |
|
Упражнения |
Наличие |
|
Биологическая обратная связь |
Наличие |
|
Наклоняющаяся / отклоняющаяся платформа |
Наличие |
|
Угол отклонения платформы вперёд-назад (в градусах) |
|
|
Угол отклонения платформы вправо-влево (в градусах) |
|
|
Количество уровней нестабильности |
|
|
Максимальное значение массы тела пациента , КГ |
|
|
Диаметр платформы , СМ |
|
|
Диагональ дисплея , ДЮЙМ |
|
|
Электропитание |
соответствие стандартам электрической сети РФ 220 Вт/50 Гц с учетом погрешности |
|
Поддерживающие поручни |
Наличие |
|
Форма платформы |
круглая |
По мнению Заявителя, под характеристики, представленные в описании объекта закупки, подходит товар единственного производителя - "Технободи С.р.л.".
Согласно возражениям Заказчика, помимо производителя, указанного Заявителем в жалобе - "TecnoBody" (регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/11593, Италия), Описанию объекта закупки соответствуют товары производителя "Balance System" (регистрационное удостоверение ФСЗ 2008/01337, США):
Наименование параметра |
Требования Заказчика |
Аппарат медицинский для лечения и реабилитации после заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата TecnoBody c принадлежностями ФСЗ 2012/11593 Италия |
Балансировочная система Balance System SD c принадлежностями ФСЗ 2008/01337 США |
Назначение: |
Визуализация и подсчёт с помощью электроники проприоцептивной чувствительности осматриваемой конечности при проведении тестирований и реабилитации. |
Наличие |
Наличие |
Проведение терапии в нестабильном режиме |
Наличие |
Наличие Страница 8 |
Наличие Страница 18 |
Сохранение результатов тестирований и тренировок в компьютер |
Наличие |
Наличие |
Наличие Страница 6 |
Изменение активного сопротивления и нестабильности платформы |
Наличие |
Наличие |
Наличие Страница 18 |
Использование в моноподальном и биподальном режимах |
Наличие |
Страница 15 |
Билатеральные упражнения, Односторонние упражнения Страница 14 |
Тестирования |
Наличие |
Наличие Страница 8 |
Наличие |
Упражнения |
Наличие |
Наличие Страница 8 |
Наличие |
Биологическая обратная связь |
Наличие |
Наличие Страница 8 |
Наличие Страница 12 |
Наклоняющаяся / отклоняющаяся платформа |
Наличие |
Наличие Страница 8 |
Наличие Страница 7 |
Угол отклонения платформы вперёд-назад (в градусах) |
Не менее 15 |
От +15 до - 15 |
20 градусов по горизонтали во всех направлениях Страница 7 |
Угол отклонения платформы вправо-влево (в градусах) |
Не менее 15 |
От +15 до - 15 |
20 градусов по горизонтали во всех направлениях Страница 7 |
Количество уровней нестабильности |
Не менее 10 |
10 |
12 |
Максимальное значение массы тела пациента кг |
Не менее 135 |
135 Страница 8 |
136 |
Диаметр платформы, см |
Не менее 55 |
55 Страница 8 |
55 Страница 7 |
Диагональ дисплея, дюйм |
Не менее 8 |
21 Страница 8 |
8,3 |
Электропитание |
соответствие стандартам электрической сети РФ 220 Вт/50 Гц с учетом погрешности |
230/50 Страница 9 |
230/50 Страница 7 |
Наличие принтера |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
Поддерживающие поручни |
Наличие |
Наличие |
Наличие |
Форма платформы |
Круглая |
Наличие |
Наличие Страница 5 (рисунок) |
При этом, доказательств обратного, со стороны Заявителя не предоставлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по Воронежской области приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
Вместе с тем, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссией УФАС по Воронежской области проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Описании объекта закупки, в том числе предъявляются требование к форме закупаемой платформы "Круглая".
Как указано выше, при описании объекта закупки, Заказчик устанавливает функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара).
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что характеристика "форма платформы" не является функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой.
При этом, из пояснений Заказчика следует, что данная форма платформы выбрана им для реализации динамического режима платформы. В тоже время пояснений относительно препятствий указать на обладание динамическим режимом без указания формы платформы в заседание не предоставлено.
Одновременно комиссия отмечает следующее.
При проведении закупки заказчиками в извещении указан код КТРУ 26.60.12.129-00000041, НКМИ 228380: Система стабилографии.
К указанной номенклатурной классификации медицинских изделий и КТРУ относятся, в том числе товары российского производства.
Входе перерыва в заседании Заказчику было предложено предоставить сравнительный анализ медицинских изделий, относящихся к одному КТРУ 26.60.12.129- 00000041 с НКМИ 228380: Система стабилографии.
В результате анализа предоставленной информации как минимум 6 аппаратов для стабилографии российского производства, однако ни один из них не имеет "Круглую" форму платформы, данный факт, в том числе подтвердил представитель Заказчиков.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее - Союз).
Частью 1 статьи 38 Закона об охране здоровья граждан, установлено, что медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. При этом в соответствии с законодательством Союза при доказательстве эквивалентности медицинских изделий используются следующие условия (пункт 6 Правил проведения клинических и клиниколабораторных испытаний (исследований) медицинских изделий, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 29):
а) рассматриваемые медицинские изделия имеют одинаковое назначение;
б) технические и биологические характеристики рассматриваемых медицинских изделий одинаковы в той степени, которая гарантирует отсутствие различий в их клинической эффективности и безопасности.
Таким образом, такой показатель как форма платформы невозможно отнести к функциональной, технической, качественной, эксплуатационной характеристике объекта закупки, в связи с чем его установление противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, данный показатель препятствует в участие в закупке лиц, предлагающих к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация.
Также, Комиссия Воронежского УФАС России считает необходимым отметить, что обязанность Заказчика обосновывать повышенные требования к товару предполагает не формальную констатацию в Извещении мнения Заказчика о необходимости соответствующей характеристики, а обоснованную позицию того, почему дополнительные требования необходимы для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.
Таким образом, Заказчиками и Уполномоченным органом нарушены требования части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика.
Исходя из изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ИП Хирёва М.В. на действия Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001024002573) необоснованной.
2. Признать по результатам внеплановой проверке в действиях Заказчиков и Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение требований части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу для рассмотрения вопроса привлечения ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель комиссии |
|
С.В. Михин |
|
|
|
Заместитель председателя комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
|
|
|
Член комиссии |
|
В.С. Шпарло |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 16 апреля 2024 г. N 036/06/42-473/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024