Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фултон" (далее - ООО "Фултон", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (ГУКС Омской области, уполномоченный орган) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - БУЗОО "КОД", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (Реестровый номер 24.32.0517)" (извещение N 0152200004724000528) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заказчика и заявителя, уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - Сороки Анастасии Владимировна (доверенность N 162 от 22.02.2024)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. N 3182-ЭП/24 от 10.04.2024) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания срока подачи заявок были установлены 11.04.2024 в 07:00 час. (МСК+3).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 03.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 1250000 руб., начальная сумма цен единиц услуги составляла 297,89 руб.
08.04.2024 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Протокол подачи ценовых предложений от 11.04.2024 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы тремя участниками из четырех поданных на участие в закупке заявок. Лучшее ценовое предложение в размере 199,55 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 116329509 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 33,01 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2024 победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений сумме цен единиц услуги наименьшую сумму цен таких единиц (ООО "БИОМЕД").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений уполномоченного органа и заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в связи с отсутствием в нем требования к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг, являющихся объектом закупки, а также неуказанием класса опасности отходов, подлежащих обращению.
Омским УФАС России при подготовке к рассмотрению настоящей жалобы по существу в целях формирования выводов о наличии/отсутствии в действиях субъектов контроля нарушений законодательства о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/2078/24 от 11.04.2024) запрос о предоставлении ГУКС Омской области и БУЗОО "КОД" письменных пояснений по доводам жалобы с приложением документальных доказательств, с указанием правовых оснований неустановления к участникам закупки требования о наличии специальной правоспособности.
Из направленных уполномоченным органом (вх. N 3417-ЭП/24 от 15.04.2024) и заказчиком (вх. N 3345-ЭП/24 от 12.04.2024) объяснений следует, что нарушения при размещении извещения об осуществлении закупки в части установления требований к потенциальным участникам закупки отсутствуют.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
На основании пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 такого закона, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, если иное не предусмотрено таким законом.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г.
Какие-либо требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, а также требования к предоставлению документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, в извещении об осуществлении закупки установлены не были.
Характеристики закупаемых услуг представлены в Техническом задании на оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (приложение N 1 к контракту) (далее - Техническое задание), содержащемся в составе извещения об осуществлении закупки.
Техническим заданием предусмотрены вид и состав отходов:
"Вид отходов: медицинские отходы класса Г - токсикологически опасные отходы.
Состав отходов: токсикологически опасные отходы, образующиеся в результате медицинской деятельности (ксилоловый раствор ИВД, формалин 10%, изопреп)".
Пункт 5 Технического задания также включает сведения о правовом регулировании оказываемых услуг: "Качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием (предоставлением по требованию Заказчика) документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Критерии разделения медицинских отходов на классы определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания".
класс А - отсутствие в их составе возбудителей инфекционных заболеваний;
класс Б - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3 - 4-й группы патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями;
класс В - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1 - 2-й группы патогенности;
класс Г - наличие в их составе токсичных веществ;
класс Д - содержание в их составе радионуклидов с превышением уровней, установленных в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
Требования к обращению с медицинскими отходами установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21, Санитарные правила).
Данные Санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию медицинских отходов, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в пункте 157 главы Х СанПиН 2.1.3684-21.
В соответствии с абзацем пятым пункта 157 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований Санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека: отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
В силу пункта 161 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с медицинскими отходами класса Г осуществляется в соответствии с требованиями настоящей главы Санитарных правил (т.е. главы Х СанПиН 2.1.3684-21).
Система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов на основании пункта 163 СанПиН 2.1.3684-21 должна включать следующие этапы:
сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
обеззараживание (обезвреживание) отходов;
транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Примечательно, что пунктом 192 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности.
Однако для отходов класса Б, В и Г подобных указаний о необходимости наличия специального разрешения (лицензии) в СанПиН 2.1.3684-21 не имеется.
Согласно пункту 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
При этом следует учитывать, что в Законе N 89-ФЗ отсутствует понятие "токсичные промышленные отходы".
Обращение с отходами производства должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 213 - 239 Санитарных правил (пункт 212 СанПиН 2.1.3684-21).
Однако вышеприведенные пункты Санитарных правил не включают каких-либо особенностей обращения с отходами класса Г.
Пунктом 2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. СП 2.1.7.1386-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 июня 2003 года N 144*(1), установлено, что отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса опасности:
1 класс - чрезвычайно опасные;
2 класс - высоко опасные;
3 класс - умеренно опасные;
4 класс - мало опасные.
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 года N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду", при этом действие указанных Критериев также не распространяется на радиоактивные отходы, биологические отходы, медицинские отходы.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений данного закона.
На необходимость лицензирования данного вида деятельности указано также в пункте 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Анализ приведенных норм и санитарных правил позволяет прийти к следующим выводам.
Порядок обращения с медицинскими отходами не регулируется Законом N 89, а регулируется соответствующим санитарным законодательством. При этом положения СанПиН 2.1.3684-21 не относят медицинские отходы класса Г к отходам производства и потребления.
Данные выводы согласуются с позицией Росприроднадзора, изложенной в письме от 08.07.2016 N АА-03-03-32/13510, а также с позицией Минприроды России, указанной в письме от 04.02.2022 N 25-47/3539.
Таким образом, для оказания необходимых заказчику услуг в области обращения с медицинскими отходами класса Г лицензия не требуется. Более того, в Техническом задании содержались сведения о классе опасности медицинских отходов, подлежащих транспортированию и обезвреживанию в соответствии с критериями разделения таких отходов на классы (класс Г).
При таких обстоятельствах жалоба ООО "Фултон" признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фултон" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Г (Реестровый номер 24.32.0517)" (извещение N 0152200004724000528).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Т.П. Шмакова |
Члены Комиссии: |
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
-------------------------------------------
*(1) Следует отметить, что пунктами 1.2 и 1.3 Правил определены их назначение и область применения:
1.2. Правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека.
1.3. Правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 апреля 2024 г. N 055/06/106-351/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024