В соответствии с приказами Омского УФАС России от 19.03.2024 N 58/24, от 01.04.2024 N 69/24 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия, Комиссия Омского УФАС России) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения муниципальным казенным учреждением "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области" (далее - МКУ "Хозяйственное управление", уполномоченное учреждение), Управлением жизнеобеспечения населения района Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - УЖНР Администрации Омского муниципального района Омской области, заказчик, управление) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона в форме электронного аукциона "Выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения Омского муниципального района Омской области (Магистрального, Пушкинского сельских поселений)" (извещение N 0352300219524000043) (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка)
УСТАНОВИЛА:
1. 29.02.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0352300219524000043 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 583 333,33 руб.
04.03.2024 размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона NИИ1.
29.02.2024 и 04.03.2024 разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1 и N РИ2.
Протокол подачи ценовых предложений от 13.03.2024 свидетельствует о том, что подано 8 заявок, непосредственно в аукционе приняли участие 7 участника закупки, лучшее ценовое предложение о цене контракта (70 283,33 руб.) поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки 116055316 (ИП Жеребцова М.А.) (снижение составило 87,95 %)
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 все заявки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 116055316 (индивидуальный предприниматель Жеребцова Марина Сергеевна (далее также ИП Жеребцова М.А.)).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 25.03.2024 заказчиком и ИП Жеребцова М.А. заключен контракт N 03523002195240000430001 (реестровый номер 3552804689124000001) (далее - контракт).
03.04.2024 контракт расторгнут по соглашению сторон.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило (вх. N 2401-ЭП/24 от 18.03.2024) обращение ООО "Тюменский меридиан" (далее - заявитель, обращение), содержащее информацию о нарушении МКУ "Хозяйственное управление" и его комиссией по осуществлению закупок требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях при осуществлении закупки.
Содержание обращения сводится к следующему.
Извещение установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения определен победитель - ИП Жеребцова М.А.
По мнению заявителя, победителем закупки не может быть физическое лицо в силу того, что указанную лицензию может получить только юридическое лицо.
2.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям (часть 9 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, помимо прочего, следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронных документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
С учетом положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона о лицензировании каждым лицензирующим органом (уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и (или) его территориальными органами, органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос") осуществляется самостоятельное ведение реестра лицензий по соответствующему виду деятельности в рамках установленных полномочий.
Частью 7 статьи 21 Федерального закона о лицензировании установлено, что информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
В соответствии с пунктом 26 Правил формирования и ведения реестра лицензий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343, выписка из реестра лицензий, которая содержит сведения, свободный доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляется исключительно лицу, имеющему доступ к таким сведениям.
Учитывая изложенное, в случае, если информация, размещенная в таких реестрах, включает сведения ограниченного доступа, такая информация может быть предоставлена исключительно лицу, имеющему доступ к указанным сведениям.
Частью 8 статьи 21 Федерального закона о лицензировании установлено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
В целях исполнения требований подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе участник закупки представляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена) (данная правовая позиция изложена в письме ФАС России от 09.01.2024 N МШ/211/24).
При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
В сформированном с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещение установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе: "Установлено. в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" - наличие лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну: "секретно" или "совершенно секретно" или "особой важности".
Аналогичное положение продублировано в электронном документе "Требование к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", входящим в состав извещения, в разделе "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ" в качестве требования к составу заявки, при этом в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе уполномоченным учреждением в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке не было предусмотрено предоставление в составе заявки документа, содержащего сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Абзацем первым статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне", абзацем первым части 1 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 (далее - Положение) предусмотрено, что лицензирование деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в отношении предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм.
Таким образом, индивидуальный предприниматель не входит в число субъектов, которыми может быть получена лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В силу пунктов 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 заявка ИП Жеребцовой М.А. (с идентификационным номером 116055316) была признана комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, также как заявки участников закупки с идентификационным номером заявки 116029620, 116102911, 116021426, 116075392.
Комиссией установлено, что в составе вышеуказанных заявок отсутствует документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения осуществлялась проверка наличия соответствующих записей в реестре лицензий.
На основании вышеизложенного, в нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения неправомерно признаны соответствующими заявки участников закупки с идентификационными номерами 116029620, 116102911, 116021426, 116075392, а также ИП Жеребцовой М.А. (с идентификационным номером 116055316).
С учетом того, что обозначенные обстоятельства были известны заказчику и в силу прямой обязанности заказчика по проверке на этапе заключения контракта соответствия участника закупки требованиям статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия констатирует в действиях (бездействии) заказчика нарушение части 9 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, так как участник закупки не был отстранен от участия.
2. В силу подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 такого закона) и (или) поставляемому товару.
При установлении несоответствия подрядчика требованиям извещения в ходе исполнения контракта заказчик обязан был принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, вместо указанного, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 03.04.2024 контракт, заключенный между ИП Жеребцова М.А. и заказчиком, был расторгнут по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях муниципального казенного учреждения "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Управления жизнеобеспечения населения района Администрации Омского муниципального района Омской области нарушение части 9 статьи 31, подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание муниципальному казенному учреждению "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области", Управлению жизнеобеспечения населения района Администрации Омского муниципального района Омской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта от 25.03.2024 N 03523002195240000430001 (реестровый номер 3552804689124000001).
4. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы проверки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Зефиров |
Члены Комиссии |
А.О. Миняева
Е.С. Курленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 12 апреля 2024 г. N 055/10/99-283/2024 (ключевые темы: участники закупок - комиссия по осуществлению закупок - государственная тайна - контрактная система в сфере закупок - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024