Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, при участии представителя Государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области "Ухоловский психоневрологический интернат" <_> (доверенность б/н от 12.04.2024), представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N1 от 09.01.2024), в отсутствие представителей ИП <_>, уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей ООО "РТС-Тендер", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ИП <_> на действия Заказчика (Государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области "Ухоловский психоневрологический интернат") при проведении электронного аукциона на поставку стиральной машины (извещение N 0859200001124002967 от 28.03.2024) и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,
у с т а н о в и л а:
Государственным бюджетным стационарным учреждением Рязанской области "Ухоловский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку стиральной машины (далее - электронный аукцион).
28 марта 2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 911 656 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики, которые влекут за собой ограничение количества участников закупок, а именно соответствуют единственному производителю АО "Вяземский машиностроителный завод" модель "Вега" В-50.
В отзыве на жалобу N112 от 15.04.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. Кроме того, Заказчик воспользовался предоставленным ему Федеральным законом правом в необходимой степени детализировать объект закупки, исходя из своих объективных потребностей.
В отзыве на жалобу N153 от 15.03.2024 Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, а также описание объекта закупки соответствуют требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка стиральной машины.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о ФКС формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком при осуществлении спорной закупки выбран КТРУ 28.94.22.110-00000006 "Стиральная машина профессиональная" с указанием дополнительных характеристик.
Так, Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что Заказчик в описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ включил обязательную для применения характеристику "Мощность > 20 и 30 Киловатт", однако, дополнительно установил характеристику "Номинальная мощность электродвигателя,
5,5 Киловатт", которая не соответствует обязательной для применения вышеуказанной позиции.
Кроме того, Заказчик применил в описание объекта закупки обязательную для применения характеристику "Номинальная (максимальная) загрузка белья > 25 и 50 килограмм", однако, дополнительно установил характеристику "Загрузка
45 и < 60 килограмм", которая противоречит обязательной для применения вышеуказанной позиции.
Таким образом, описание объекта закупки по таким позициям, как: "мощность" и "загрузка белье" содержит в себе характеристики, противоречащие друг другу и не соответствующие показателям, установленным в КТРУ, которые могут ввести в заблуждение потенциальных участников закупки при заполнении своей заявки для подачи на участие в электронном аукционе.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что позиция каталога товаров, работ, услуг при описании объекта закупки применена в полном объеме. Дополнительные характеристики применены в соответствии со своей потребностью и обоснованы в единой информационной системе.
Вместе с тем, Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_> обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное бюджетное стационарное учреждение Рязанской области "Ухоловский психоневрологический интернат") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Государственному бюджетному стационарному учреждению Рязанской области "Елатомский психоневрологический интернат"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (ЭТП "Фабрикант") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/106-196/2024 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 18 апреля 2024 г. N 062/06/106-196/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024