В соответствии c приказом Тульского УФАС России от 12.04.2024 N 35/24 "О проведении внеплановой проверки", на основании поступившей от общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - Общество, ООО "Партнер") информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (вх. N 2067/24 от 03.04.2024), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), проведена внеплановая проверка деятельности государственного учреждения здравоохранения "Заокская центральная районная больница" (ИНН 7126010634) (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок государственного учреждения здравоохранения "Заокская центральная районная больница" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку картриджей для офисной техники (закупка N 0366300121424000020) (далее - Закупка).
Проверка начата 12.04.2024, окончена 17.04.2024.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Из поступившей от ООО "Партнер" информации следует, что Заказчик в электронном документе "Описание объекта закупки на поставку картриджей для офисной техники" извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки) указал конкретный товарные знаки поставляемого товара: NetProduct, Hi-Black.
Однако, Заказчик в структурированном извещении о Закупке указал наименование поставляемого товара без товарных знаков.
В структурированной форме заявки столбец "Наименование и код" относится к неизменяемым показателям и не подлежит заполнению, в связи чем ООО "Партнер" подало заявку на участие в электронном аукционе и предложило товар без товарного знака.
Впоследствии Заказчик разместил в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта, в котором в Спецификации указал товарные знаки поставляемого товара NetProduct, Hi-Black, которые Общество не указывало в своей заявке.
ООО "Партнер" направило Заказчику протокол разногласий, в котором просило удалить товарные знаки и направить проект контракта в соответствии с заявкой Общества.
Заказчик не принял замечания, указанные в протоколе разногласий, что является нарушением подпункта "д" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что в соответствии с протоколом разногласий, Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 05.04.2024 размещен доработанный проект контракта, в котором учтены замечания, изложенные в протоколе разногласий.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данного дела, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке с электронными документами (приложениями) (далее - извещение о Закупке) 19.03.2024 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 47 100,00 рублей.
Предметом Закупки является поставка картриджей для офисной техники.
На участие в Закупке подано 2 заявки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0366300121424000020 от 27.03.2022, по результатам рассмотрения заявок Аукционной комиссией принято решение о соответствии всех участников Закупки и поданных ими заявок требованиям Закона и извещения о Закупке.
Наименьшее ценовое предложение сделал участник закупки с идентификационным номером заявки 116221710 (ООО "Партнер").
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 23, Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Пунктом 7 Правил использования каталога предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из извещения и иной документации о Закупке следует, что в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара с кодами ОКПД 2 - 28.23.26.000 "Части и принадлежности фотокопировальных аппаратов"; 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин".
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 33 Закона установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письму Минфина России от 03.11.2023 N 24-03-06/105479 "О рассмотрении обращения" (вместе с Письмом Казначейства России от 26.10.2023 N 14-00-04/31290 "О предоставлении позиции") в рамках вступивших в силу с 01.10.2023 изменений в Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145, в ЕИС реализован функционал структурированного описания объекта закупки в извещении об осуществлении закупки, в том числе при осуществлении закупок на выполнение работ (оказание услуг).
В связи с поступлением вопросов о применении положений пункта 7 Правил использования каталога Министерство финансов Российской Федерации направило участникам контрактной системы в сфере закупок информационное письмо N 24 03-09/90944, в котором сообщает следующее.
Пунктом 7 Правил использования каталога установлено, что при проведении электронных процедур в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, характеристики объекта закупки указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки.
При этом извещение об осуществлении закупки должно также содержать составленное в соответствии со статьей 33 Закона описание объекта закупки, которое прилагается к такому извещению в форме электронного документа или образа бумажного документа, сформированных без использования единой информационной системы (пункт 1 части 2 статьи 42 Закона, пункт 2 формы, являющейся приложением к Положению о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60) (далее - Положение).
Следует отметить, что Положение устанавливает разные способы размещения в ЕИС информации и документов, формируемых с использованием ЕИС и сформированных без ее использования, в частности:
формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия (пункт 3 Положения);
документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в ЕИС в форме электронного документа или образа бумажного документа (пункт 4 Положения).
На основании изложенного при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 01.10.2023:
описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона с учетом пункта 3 Положения;
описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона (то есть, полное описание объекта закупки), прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
В пункте 2 Описания объекта закупки, размещенного в составе извещения о Закупке, Заказчиком предусмотрены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
1. |
Тонер-картридж NetProduct (N-TL-420H) для Pantum M6700/P3010, 3K |
|
1.1. |
Совместимость P3010/M6700/M6800/P3300/M7100/M7200/P3300/M7100/M7300 |
Соответствие |
1.2. |
Совместимость с принтерами по моделям PANTUM: M6700D, M6700DW, M6800FDW, M7100DN, M7300FDN, M7300FDW, P3010D, P3010DW, P3300DN |
Соответствие |
1.3. |
Ресурс печати, количество страниц, Шт. |
3000 |
1.4. |
Цвет печати |
Чёрный |
1.5. |
Назначение |
Для лазерных принтеров/МФУ |
2. |
Картридж NetProduct (N-PC-211EV) для Pantum P2200/P2207/P2507/P2500W/M6500/6550/6607,1,6 |
|
2.1. |
Совместимость P2200, P2207, P2507, P2500W, M6500, M6550, M6607 |
Соответствие |
2.2. |
Ресурс печати, количество страниц, Шт. |
1600 |
2.3. |
Цвет печати |
Чёрный |
2.4. |
Встроенный чип |
Наличие |
2.5. |
Технология печати |
Для лазерных принтеров |
3. |
Картридж Hi-Black (HB-CF259A/057) для РЗ LJ Pro M304/404n/MFP M428dw/MF443/445, 3K (с чипом) |
|
3.1. |
Совместимость HP LJ Pro M304/ 404n/ MFP M428dw/ MF443/ 445 |
Соответствие |
3.2. |
Ресурс печати, количество страниц, Шт. |
3000 |
3.3. |
Цвет печати |
Чёрный |
3.4. |
Встроенный чип |
Наличие |
3.5. |
Технология печати |
Лазерная |
4. |
Картридж NetProduct (NMLT-D111S) для Samsung SL-M2020/2020W/2070/2070W, 1K (новая прошивка) |
|
4.1. |
Совместимость с принтером Samsung SL M2020/ SL M2020W/ SL M2070/ SL M2070W |
Соответствие |
4.2. |
Ресурс печати, количество страниц, Шт. |
1000 |
4.3. |
Цвет печати |
Чёрный |
4.4. |
Технология печати |
Лазерная |
5. |
Тонер-картридж NetProduct (N-TN-2125/2175) для Brother HL-2140R/2150NR/2170WR, 2,6K |
|
5.1. |
Совместимость DCP 7032R, Brother DCP 7040R, Brother DCP 7045NR, Brother HL 2142R, Brother HL 2150NR, Brother MFC 7320R, Brother MFC 7440C, Brother MFC 7440NR, Brother MFC 7840W, Brother MFC 7840WR, Brother DCP 7030R, Brother HL 2170WR, Brother HL 2150N, Brother HL 2140R |
Соответствие |
5.2. |
Ресурс печати, количество страниц, Шт. |
2600 |
5.3. |
Цвет печати |
Чёрный |
5.4. |
Технология печати |
Лазерная |
Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 7 Закона установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно части 3 статьи 7 Закона информация, предусмотренная настоящим Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 4 статьи 5 Закона предусмотрено, что в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Согласно пунктам 3, 4 раздела II Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС или путем представления в ЕИС электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы. Документы, сформированные без использования ЕИС, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом:
а) если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы
Вместе с тем, в структурированной форме извещения отсутствуют характеристики приобретаемого товара, изложенные Заказчиком в текстовом файле "Описание объекта закупки", что является нарушением статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона.
Помимо изложенного, на основании пункта 3 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В нарушение указанной нормы Закона извещение о Закупке подобного электронного документа не содержит, каким либо иным способом требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению в документации о Закупке Заказчиком не установлены.
Следовательно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание в указанной выше части извещения о Закупке, в том числе сформированном с использованием ЕИС, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, отсутствие в извещении, сформированном посредством ЕИС, характеристик товара не позволило участникам в своей заявке на участие в закупке указать значения показателей, соответствующие закупаемому товару.
Учитывая характер допущенного Заказчиком нарушения и его последствия, Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным дать правовую оценку действиям Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в закупке.
На основании с части 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 Закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона, положений статей 28 и 29 Закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона, положений статей 28 и 29 Закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных Закона);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии).
Анализ проекта контракта, сформированного Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок 28.03.2024, показал, что Заказчиком, в нарушение части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона, в проект контракта, в частности в Приложение N 1 к контракту "Спецификация", включены сведения (указание на товарные знаки), отсутствующие в заявке ООО "Партнер".
В свою очередь, 03.04.2024 Обществом сформирован протокол разногласий, содержащий указание на несоответствие информации, включенной в проект контракта положениям его заявки.
05.04.2023 Заказчиком в единой информационной системе размещен доработанный проект контракта, в котором Заказчик учел информацию, содержащуюся в протоколе разногласий, размещенном ООО "Партнер".
Следовательно, Заказчиком устранено допущенное нарушение части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 51 Закона
08.04.2024 по итогам закупки между Заказчиком и ООО "Партнер" заключен контракт N 2024.035265 на поставку картриджей для офисной техники, который в настоящее время находится в стадии исполнения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим статью 7, пункт 5 части 1, пункт 3 части 2 статьи 42, часть 1 статьи 34, пункт 1 части 2 статьи 51 Закона.
2. В связи с тем, что по итогам Закупки между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Партнер" заключен контракт N 2024.035265 на поставку картриджей для офисной техники, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 апреля 2024 г. N 071/10/99-322/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - электронный документ - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024